Сегодня 12.09.2024, 23:06 мск

Новости истории сегодня. Воздушный транспорт

Темы

Регионы

Первый полет реактивного бомбардировщика Ту-12 в 1947 году
27.07.2024 10:20 Новости
Первый полет реактивного бомбардировщика Ту-12 в 1947 году
Первый полет новейшей боевой машины Ту-12 состоялся 27 июля 1947 года и продолжался 18 минут. После окончания Второй мировой войны в мире начался переход боевой авиации на реактивную тягу. ОКБ Туполева вело разработку бомбардировщиков с реактивными двигателями. Главным перспективного конструктором проекта был Туполев Андрей Николаевич. Испытания продолжались до 10 сентября 1947 года года и шли круглосуточно под руководством главного конструктора. Днем проводились полеты, ночью - доработки конструкции. Самолет принял участие в параде в Тушино 3 августа. В результате испытаний заявленные летные характеристики подтвердились. Самолет получил положительные оценки летчиков и техников. Окончательный вариант бомбардировщика сильно отличался от эскизного проекта. Часть оборудования не была готова к началу испытаний и самолет испытывался на аналогичном старом оборудовании или вообще без него. С 4 октября 1947 года по 27 февраля 1948 года проходил следующий этап испытаний...
220 лет назад состоялся первый в России полет на аэростате
30.06.2024 10:06 Новости
220 лет назад состоялся первый в России полет на аэростате
30 июня 1804 года состоялся первый в России полет на аэростате с научными целями (академик Яков Дмитриевич Захаров). Пользуясь в полете компасом и вертикальной зрительной трубой, Я.Д. Захаров нанес на карту маршрут полета и произвел ряд наблюдений, положив начало новой науке – аэронавигации. Непосредственно перед подъемом аэростата Я.Д. Захаров произвел первый в мире запуск шара-пилота для определения направления ветра на высоте. Полет над окрестностями Петербурга продолжался 3 часа 45 минут, была достигнута высота более 2000 м. Воздушное путешествие Я.Л. Захарова высоко оценивалось гениальным русским ученым Д.И. Менделеевым, который писал: «...оно имеет историческое весьма существенное значение: оно было первое, чисто ученое путешествие с целью изучения верхних слоев атмосферы. Гей-Люсак поднялся два месяца спустя, и мы должны гордиться тем, что первое чисто метеорологическое поднятие совершено русским ученым из Петербурга...». Известный русский химик Товий Егорович (Иоганн...
К годовщине завершения операции по спасению челюскинцев
13.04.2024 11:06 Новости
К годовщине завершения операции по спасению челюскинцев
Операция по спасению экипажа парохода «Челюскин» завершилась 13 апреля 1934 года. Члены северной экспедиции покинувшие 13 февраля 1934 года обреченное, погибающее судно, во льдах Ледовитого океана, разбили лагерь на дрейфующей льдине, ставшей для них домом на 2 месяца.  Летом 1933 года научная экспедиция под руководством Отто Шмидта на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска. Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу «Сибиряков», который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Пароход был раздавлен льдами и затонул 13 февраля 1934 года. Благодаря оперативной работе...
Первый полет истребителя И-301
28.03.2024 12:47 Новости
Первый полет истребителя И-301
Первый вылет на истребителе И-301 совершил 28 марта 1940 года летчик-испытатель Алексей Иванович Никашин. Истребитель Лавочкина-Горбунова-Гудкова И-301 представлял собой одноместный истребитель-моноплан деревянной конструкции с низкорасположенным крылом, мотором водяного охлаждения М-105П и трехлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61. Дабы сэкономить время, в испытаниях принимали участие представители заказчика - НИИ ВВС. Назначенный руководителем бригады военных испытателей Михаил Иванович Таракановский приступил к изучению самолета еще летом 1939 года. Он принимал участие в оценке проекта И-301, работе макетной комиссии и вел наблюдение за ходом постройки прототипа. Первый полет прошел успешно, Никашин заявил, что не видит никаких препятствий к выполнению следующего.  В конце апреля самолет начали готовить к первомайскому воздушному параду над Красной площадью. Отполированный «рояль» вишневого цвета эффектно продемонстрировал 1 Мая Никашин. Заводские испытания...
28 февраля 1940 года состоялся первый полет ракетопланера РП-318
28.02.2024 11:08 Новости
28 февраля 1940 года состоялся первый полет ракетопланера РП-318
Первый полет на ракетного планера с жидкостно-реактивным двигателем состоялся 28 февраля 1940 года под управлением летчика-испытателя Владимира Федорова. Самолет-буксировщик П-5 пилотировал летчик Николай Фиксон. Кроме него, в самолете находились Алексей Щербаков - для работы на лебедке буксировочного троса, и Арвид Палло - наблюдатель за полетом ракетоплана. Взлет РП-318 за самолетом П-5 состоялся в 17 часов 28 минут. Поднявшись на высоту 2 600 метров, летчик отцепил буксировочный трос и произвел запуск реактивного двигателя. Ракетоплан увеличил скорость и стал набирать высоту. Вскоре он благополучно приземлился на аэродроме. Полеты, совершенные на ракетоплане Королева, вошли в историю советской авиации. Это были первые в СССР полеты человека на аппарате с реактивным двигателем - пока еще в пределах атмосферы. Эти первые полеты ракетоплана стали предвестниками развития в нашей стране нового вида техники - реактивной авиации. К началу 1940 года Реактивный...
Первый полет Ан-22 «Антей»
27.02.2024 12:46 Новости
Первый полет Ан-22 «Антей»
Первый полет Ан-22 «Антей» выполнил 27 февраля 1965 года, советский тяжелый турбовинтовой транспортный самолет, самый большой в мире турбовинтовой самолет. Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов. Работы по самолету Ан-22 начались в 1960 году, возглавил их заместитель главного конструктора Белолипецкий. Грузовая кабина проектировалась с учетом всей имеющейся в стране военной и гражданской техники массой до 50 т. Чтобы снизить кренящий момент при отклонении руля, было применено двухкилевое оперение. Для возможности эксплуатации с грунтовых аэродромов применено многоколесное шасси с пневматиками низкого давления. В августе 1961 года состоялось заседание макетной комиссии по «изделию 100». В 1963 году началось изготовление первого прототипа, который был готов к лету 1964 года. Передача первой машины на...
Кто и когда придумал слово "вертолет"
08.02.2024 17:55 Новости
Кто и когда придумал слово "вертолет"
8 февраля 1929 года, 95 лет назад, в Протоколе заседания Технической комиссии Центрального Совета Осоавиахима было зафиксировано рождение в русском языке нового слова - "вертолет". Именно так авиаконструктор Николай Камов назвал свое изобретение. Вместе с коллегой Николаем Скржинским, из отдела морского опытного самолетостроения, он создал первый советский винтокрылый летательный аппарат КАСКР-1 "Красный инженер". Такая аббревиатура родилась благодаря слиянию фамилий двух авторов проекта, двух Николаев: Камова и Скржинского. Внешне их аппарат был похож на английский Cierva C.8L, имел фюзеляж первого советского биплана У-1 и был оснащен двигателем М-2 мощностью 120 л. с. КАСКР-1 поднял в воздух 25 сентября 1929 года летчик-испытатель Иван Михеев. Он стал первым советским вертолетчиком. До появления слова "вертолет" для обозначения подобных аппаратов в России еще с XIX века использовали французский термин "геликоптер". Но изобретение Камова геликоптером назвать было нельзя. По...
29 января 1908 года учрежден первый российский аэроклуб
29.01.2024 12:47 Новости
29 января 1908 года учрежден первый российский аэроклуб
В Санкт-Петербурге 29 января 1908 года собрались на свое первое собрание учредители первого российского аэроклуба. На собрании была создана комиссия, которой поручили разработать Устав авиационного клуба. Устав определил главную миссию созданного предприятия: развивать в России идеи применения воздухоплавания в научно-технических, военных и спортивных целях, организовать совместную деятельность ученых и любителей воздухоплавания. Незадолго до этого, в первом номере журнала «Воздухоплаватель», научно-популярного иллюстрированного журнала издаваемого в Санкт-Петербурге, вышла статья коллежского асессора Василия Корна, в которой он призвал создать учреждение, пропагандирующее идеи спортивного воздухоплавания среди населения. Совет клуба, состоящий из 35 человек, был утвержден на общем собрании сроком на 5 лет в ноябре 1908 года. Другим органом самоуправления было общее собрание. Все частные воздухоплавательные учреждения страны были под его началом, за что клуб...
20 января 1953 года был совершен первый полет на бомбардировщике М-4
20.01.2024 13:40 Новости
20 января 1953 года был совершен первый полет на бомбардировщике М-4
Первый советский реактивный серийный дозвуковой стратегический бомбардировщик М-4 разработки ОКБ Мясищева совершил свой первый полет 20 января 1953 года. На базе проекта М-4 было создано несколько опытных и серийных модификаций. Последовательным развитием проекта М-4, в направлении повышения летно-тактических характеристик явились два серийных базовых варианта: «3М» и «3МД». Проектирование самолета велось на конкурсной основе и в единые сроки с турбовинтовым самолетом Ту-95 - в противовес создаваемым, так же на конкурсной основе, американским аналогам фирмы Боинг - B-52 и фирмы Конвэйр - YB-60. В отличие от американского конкурса, завершившегося принятием на вооружение только машины фирмы Боинг, в серийное производство и на вооружение дальней авиации СССР были приняты обе конкурирующие машины, которые в течение всего периода доводки и модернизации оставаясь конкурентами - буквально подстраховывали и дополняли друг друга в плане обеспечения ядерного паритета со стороны СССР. Самолет...
109 лет назад сформировано командование армейской авиации России
18.01.2024 10:40 Новости
109 лет назад сформировано командование армейской авиации России
История Главного командования ВВС началась 18 января 1915 года, когда верховный главнокомандующий русской армией великий князь Николай Николаевич Романов подписал приказ, ставший судьбоносным для российской авиации и положивший начало формированию единого авиационного командования действующей армии под руководством великого князя вице-адмирала Александра Михайловича. К январю 1937 года Военно-воздушные силы выделились в отдельный вид Вооруженных Сил, а ее руководитель ввелся в ранг заместителя наркома обороны СССР по авиации. Осенью 1941 года особым решением Ставки Верховного Главнокомандования Войска противовоздушной обороны оформились в самостоятельный вид Вооруженных Сил с расширением функций и задач своих центральных органов военного управления. В годы Великой Отечественной войны руководством Военно-воздушных сил и Войск ПВО проводилась огромная работа по разработке и применению советской авиации в крупных оборонительных и наступательных операциях Красной армии, осуществлению...
17 января 1921 года издан декрет СНК РСФСР «О воздушных передвижениях»
17.01.2024 9:04 Новости
17 января 1921 года издан декрет СНК РСФСР «О воздушных передвижениях»
Владимир Ленин 17 января 1921 года подписал декрет Совета народных комиссариатов РСФСР «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над ее территориальными водами», ставший первым законодательным актом Советской России в области воздушного права. До революции существовали лишь распоряжения о запретных зонах и о запрещении перелета границ. Прежде всего декрет устанавливал и юридически закреплял полный и исключительный суверенитет советского государства в воздушном пространстве над его земной и водной территориями, устанавливал основные правила полетов в небе республики своих и иностранных воздушных судов - «самолетов, автоматических самолетов, управляемых аэростатов, привязных аэростатов, свободных воздушных шаров и прочих», определял ответственность владельцев судов и пилотов за нарушение правил полетов. Также в документе были прописаны порядок и условия функционирования авиации того времени, система руководства, правила обязательной...
47 лет назад состоялся первый полет пассажирского авиалайнера Ил-86
22.12.2023 16:21 Новости
47 лет назад состоялся первый полет пассажирского авиалайнера Ил-86
Четырехмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 для авиалиний средней протяженности 22 декабря 1976 года впервые поднялся в воздух. Созданный в конструкторском бюро Ильюшина, он стал первым и самым массовым советским пассажирским широкофюзеляжным самолетом. Ил-86 производился серийно в 1980-1997 годах на авиационном заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолетов. Потребность в таком лайнере возникла в СССР в 1967 году, когда «Аэрофлот» выработал требования к самолету на 250-350 мест. Постановление Совета Министров СССР о разработке такого самолета было принято 13 октября 1967 года. В ОКБ Ильюшина первоначально исследовали проект 250-местного варианта самолета Ил-62-250. Однако данный проект развития не получил. Для размещения 350 пассажиров требовалось увеличить число кресел в ряду, но, стремясь сохранить достигнутый на Ил-62 уровень комфорта, в ОКБ проработали двухпалубный вариант, а также однопалубный...
240 лет назад впервые в России публично запущен тепловой аэростат
05.12.2023 16:08 Новости
240 лет назад впервые в России публично запущен тепловой аэростат
Неподалеку от Эрмитажа 5 декабря 1783 года состоялся первый в России публичный запуск теплового аэростата. Приурочили событие ко дню именин Екатерины II. Диаметр непилотируемого воздушного аппарата составлял менее полуметра. В России дворяне воспринимали их запуски не как многообещающее научное изобретение, а лишь в качестве нового «увеселения», пускали небольшие самодельные огнеопасные шары. Императрица знала о достижениях воздухоплавания, однако 4 апреля 1784 года издала знаменитый «именный, данный Сенату» указ «О запрещении пускать воздушные шары…»: «В предупреждение пожарных случаев и иных несчастных приключений, произойти могущих от новоизобретенных воздушных шаров, наполненных горячим воздухом или жаровнями со всякими горячими составами, повелеваем учинить запрещение, чтобы от 1 марта по 1 декабря никто не дерзал пускать на воздух таковых шаров под страхом заплаты пени по 20 рублей в Приказ общественного призрения, и взыскания вреда ущерба и убытка тем причиняемого»...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2023 12:24 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
240 лет назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз д'Арланд. Они взлетели в Булонском лесу. Поднялись над землей на высоту почти 1 километр и пролетели за 25 минут свыше 8 километров. После приземления на холме Бют-о-Кай, тогдашней окраине Парижа, смельчаки отпраздновали удачу. Кто же они, первые в мире аэронавты? Пилатру де Розье было на тот момент 29 лет. Он изучал математику, физику, химию и естественные науки, преподавал химию. Стал основателем парижского научного общества "Атеней": оно занималось организацией лекций, которые пользовались огромной популярностью. Маркиз д'Арланд был старше - ему исполнился 41 год, он служил в королевской гвардии. Оба были страстными поклонниками экспериментов по воздухоплаванию братьев Монгольфье. Участвовали...
В Москве презентовали Boeing 737-900 «Г.Р. Державин»
02.11.2023 9:33 Новости
В Москве презентовали Boeing 737-900 «Г.Р. Державин»
В Международном аэропорту Шереметьево Аэрофлот презентовал Boeing 737-900 с бортовым номером RA-73485, который носит имя первого министра юстиции, государственного деятеля и российского поэта Гавриила Романовича Державина. Воздушное судно эксплуатируется дочерней авиакомпанией «Россия». В мероприятии приняли участие министр транспорта Виталий Савельев, министр юстиции Константин Чуйченко, генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Сергей Александровский, генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаил Василенко и другие гости. Также в торжественной церемонии принял участие член державинского комитета, государственный советник юстиции 1 класса, общественный деятель, правовед, писатель, историк, драматург и киносценарист Александр Звягинцев.  Презентацию открыли министр транспорта Виталий Савельев и министр юстиции Константин Чуйченко. «Наша гражданская авиация в этом году отмечает своё 100-летие. Сотням...
21 октября 1966 года совершил первый полет самолет Як-40
21.10.2023 9:31 Новости
21 октября 1966 года совершил первый полет самолет Як-40
Первый в мире турбореактивный пассажирский самолет Як-40, сконструированный для местных авиалиний, 21 октября 1966 года совершил свой первый полет. Проект воздушной машины был разработан в конструкторском бюро Яковлева в 1964 году. Спустя три года самолет был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове. Постановление Совета Министров СССР о создании самолета для замены Ил-12 и Ил-14 вышло в 1960 году. Як-40 стал вторым в истории реактивным самолетом для местных авиалиний, после North American Sabreliner 60 на 12 пассажиров компании Continental Airlines. Опытный образец построен в 1965 году, летные испытания начались в 1966 году - 21 октября состоялся первый полет Як-40. Пилотировали машину летчики-испытатели А. Л. Колосов, Ю. В. Петров. Уже в 1967 самолет был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове. Самолеты первых выпусков имели 24 пассажирских места. Некоторое время самолет выпускался с взлетной массой 14,7 тонн и числом мест 27...
4 октября 1937 года состоялся рекордный полет дирижабля Осоавиахим
04.10.2023 16:21 Новости
4 октября 1937 года состоялся рекордный полет дирижабля Осоавиахим
Полет советского дирижабля Советского Союза В-6 «Осоавиахим» состоялся 4 октября 1937 года. Аэростат, имевший объем 19 000 кубических метров и три двигателя мощностью по 177 КВт, установил мировой рекорд по продолжительности полета, проведя в воздухе 130 часов 27 минут. Дирижабль, на борту которого находилось 16 членов экипажа, совершил беспосадочный перелет по кольцевому маршруту станция Долгопрудная - север Московской области, ныне город Долгопрудный - Новгород - Белозерск - Горький, ныне Нижний Новгород - Ростов - Брянск - Курск - Воронеж - Пенза - Долгопрудный, проведя в воздухе 130 часов 27 минут. Экипажем из 16 человек командовал И.В. Паньков. Экипаж нес вахты по 8 часов. На второй день полета погода испортилась - порывистый ветер, плотная облачность, начался дождь. Пролетая над городами по своему маршруту, дирижабль сбрасывал вымпелы с посланиями. Дирижабль пролетал над Долгопрудным 3 октября, на земле все было готово к его приему, но экипаж попросил разрешения продлить полет...
3 октября 1968 года первый полет совершил Ту-154
03.10.2023 17:30 Новости
3 октября 1968 года первый полет совершил Ту-154
Советский реактивный пассажирский авиалайнер Ту-154 совершил 3 октября 1968 года свой первый полет. За штурвалом самолета находился заслуженный летчик-испытатель СССР Юрий Владимирович Сухов. Лайнер предназначен для авиалиний средней протяженности и рассчитан на перевозку 152-180 пассажиров. Пассажирский авиалайнер Ту-154 был разработан в 1960-х годах в ОКБ Туполева. Первый опытный экземпляр был выпущен в 1966 году. В 1969 году лайнер продемонстрировали на международном авиасалоне Ле-Бурже. В 1970 году на Куйбышевском авиационном заводе № 18 началось серийное производство самолета. В мае 1971 года предсерийные самолеты начали использоваться для перевозки почты из Москвы в Тбилиси, Сочи и Минеральные Воды. Лайнер производился серийно с 1970 по 1998 годы, пережив несколько модернизаций. Темп выпуска иногда достигал пяти единиц в месяц - c 1976 по 1981 год производилось в среднем более 1 самолета в неделю, в 1980 году максимально 77 самолетов за год. С 1998-го по 2013 годы велось...
Москва впервые увидела полет воздушного шара 2 октября 1803 года
02.10.2023 9:17 Новости
Москва впервые увидела полет воздушного шара 2 октября 1803 года
2 октября 1803 года над Москвой впервые пролетел воздушный шар. Пилотировал его бывший инспектор французской революционной армии Андре Жак Гарнерен, совершивший первый в мире прыжок с парашютом. Монгольфьер, так называли воздушный шар в честь братьев Монгольфье, впервые запустивших его летом 1783 года, взмыл в небо в 17:25 и спустя час, пролетев около 30 километров, опустился в усадьбе Остафьево, в имении князя Петра Андреевича Вяземского. В корзине или, как тогда говорили, «лодке» воздушного шара вместе с французом находилась первая красавица Москвы Прасковья Кологривова, урожденная княжна Трубецкая. У места приземления многочисленная публика восторженно приветствовала отважных воздухоплавателей. Романтика полетов в небо понемногу превратилась в отдельный вид спорта. В 1930-1940-е годы новый вид спорта пользовался огромной популярностью в Советском Союзе. Под Москвой был организован поселок Дирижаблестрой, ныне подмосковный город Долгопрудный, откуда стартовали сотни газовых...
15 сентября 1956 года был совершил первый регулярный рейс на Ту-104
15.09.2023 10:46 Новости
15 сентября 1956 года был совершил первый регулярный рейс на Ту-104
15 сентября 1956 года авиалайнер Ту-104 совершил первый регулярный рейс с пассажирами, по маршруту Москва-Иркутск. Самолет пилотировал экипаж под руководством Евгения Барабаша. Лайнер преодолел 4570 километров за 7 часов 10 минут, что в 3 раза быстрее, по сравнению с предыдущим поколением самолетов. Первым самолетом, по директивам XX съезда КПСС внедренного в эксплуатацию на магистральных воздушных линиях СССР, был реактивный самолет Ту-104. Его выход на трассы потребовал коренной перестройки работы практически всех служб, качественных изменений в эксплуатации самолетов, двигателей и наземного оборудования, разработки и применения новых форм и методов труда на авиапредприятиях. Еще в период эксплуатационных испытаний самолета Ту-104 были обучены летные экипажи, инженерный состав и технические бригады по обслуживанию этого самолета. Ту-104, перевозивший до 100 пассажиров за один рейс и преодолевавший 800-900 км/ч, стал вторым основным самолетом на магистральных линиях Аэрофлота. В том...
3 августа 1916 года на воду спущен ледокол «Святогор»
03.08.2023 9:18 Новости
3 августа 1916 года на воду спущен ледокол «Святогор»
Арктический ледокол «Святогор», позже переименованный в «Красин» в честь советского политического деятеля Леонида Красина, был спущен на воду 3 августа 1916 года. Судно было заложено на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth and Co. Ltd. в Ньюкасле, а после того как было спущено на воду, достраивалось в Мидлсбро. На протяжении нескольких десятилетий это судно было самым мощным арктическим ледоколом в мире. Судно сразу же было использовано для обеспечения проводки английских кораблей с военными грузами в Архангельск. Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году - ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при ее впадении в Северную Двину в Архангельске. В соответствии с советской историографией, целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно. Интервенция была...
В Москве прошло мероприятие, посвященное 100-летию гражданской авиации
03.07.2023 15:25 Мероприятия
В Москве прошло мероприятие, посвященное 100-летию гражданской авиации
3 июля 2023 года в Доме Российского исторического общества в Москве состоялся круглый стол, посвящённый 100-летию отечественной гражданской авиации. В рамках мероприятия обсуждалась роль авиационной отрасли в судьбе страны, её текущее состояние и перспективы развития. Участие в круглом столе принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, руководитель Росавиации Александр Нерадько, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский, а также представители других органов государственной власти, общественных и научных организаций. Открывая заседание, Сергей Нарышкин заметил, что мечта о покорении небесных просторов веками волновала умы выдающихся отечественных изобретателей: «Огромный интеллектуальный путь был проделан от первых эскизов воздухоплавательного аппарата, сделанных ещё Ломоносовым, до знаменитого аэроплана «Жар-птица», построенного адмиралом Можайским. Дело Можайского продолжил опытный конструктор Игорь...
В Москве открыта выставка к 100-летию гражданской авиации
03.07.2023 12:20 Новости
В Москве открыта выставка к 100-летию гражданской авиации
В Доме Российского исторического общества открылась выставка, посвящённая 100-летию отечественной гражданской авиации. В экспозиции хронологически представлены экспонаты, отражающие ключевые периоды развития отечественной гражданской авиации с начала XX века до сегодняшнего дня. Участие в церемонии открытия принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин: «Сегодня в Доме Российского исторического общества открывается новая выставка, посвящённая 100-летию отечественной гражданской авиации. История этой отрасли — это яркая страница в истории нашей страны. Она вмещает в себя множество научных открытий, смелых инженерно-конструкторских решений, подвиги пионеров этой отрасли, и, конечно же, судьбы тысяч и тысяч людей — пилотов, бортинженеров, техников, бортпроводников. Надо сказать, что развитие самолётостроения и гражданской авиации всегда способствовало прогрессу в смежных отраслях. К примеру, в создании новых материалов, разработке систем связи и навигации, не...
26 мая 1913 года состоялся первый полёт на четырёхмоторном самолёте
26.05.2023 10:22 Новости
26 мая 1913 года состоялся первый полёт на четырёхмоторном самолёте
26 мая 1913 года был совершён первый полёт на первом в мире четырёхмоторном самолёте «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского. Авиаконструктор родился 25 мая 1889 года в Киеве в семье медиков. С детства он интересовался механикой и мечтал о лётной карьере, посещал лекции по математике, химии и кораблестроению в Париже, прежде чем в 1907 году поступил в Киевский политехнический институт, где заинтересовался строительством летательных аппаратов и создал студенческое авиационное общество. Первые плоды его инженерного гения относятся уже к периоду 1908–1911 годов, когда им были построены два простейших вертолёта, однако, несмотря на внушительную по тем временам грузоподъемность – практически 150 кг, ни один из них не смог взлететь с пилотом, поэтому Сикорский переключился на самолёты и в 1910 году поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2, который поднялся на 180-метровую высоту и установил новый всероссийский рекорд, а в 1911 году исполнил детскую мечту – получил диплом...
Российские паровые аэростаты XIX века
16.04.2023 15:42 Новости
Российские паровые аэростаты XIX века
Российские пионеры воздухоплавания в XIX столетии предлагали свои необычные и интересные проекты аэростатов на паровой тяге. «Воздушный локомотив» Р.А. Черносвитова. Рафаил Александрович Черносвитов (1810-1868) родился в Ярославской губернии, в семье дворянина. Служил в армии, с 1826 г. находился в войсках, направленных против восставшей Польши, был ранен и потерял ногу. Черносвитов занимался устройством машин для промывки золота на промыслах, входил в компанию золотопромышленников, искал новые месторождения золота, вел его добычу. Вместе с Ф. М. Достоевским был членом революционного кружка «петрашевцев». Еще задолго до ареста Черносвитов проводил опыты по постройке и испытанию летательного аппарата, управляемого человеком в воздухе. Опыты дали положительные результаты, но были прерваны арестом изобретателя. Находясь в Кексгольмской крепости (Корела, Кексгольм, Кякисалми, а сегодня Приозерск – Ленинградская область) Черносвитов продолжал работу. Вскоре после освобождения он...
Применение парового двигателя в воздухоплавании в XIX столетии
15.04.2023 16:01 Новости
Применение парового двигателя в воздухоплавании в XIX столетии
В области развитии воздухоплавания есть наиболее яркие представители, а есть те изобретатели и исследователи , чьи работы в этой области были незаслуженно забыты. Для успехов воздухоплавания нужен был человек, который сумел бы заложить теоретические основы и наметить дальнейшие пути развития перемещения по воздуху на основе научных данных, проверенных практикой. Таким человеком явился знаменитый английский математик Джордж Кейли. Работы Джорджа Кейли над паровым двигателем для аэростата. В 1816 г. Сэр Джордж Кейли (1773-1857), английский учёный и изобретатель занимается аппаратами легче воздуха и опубликовывает проект аэростата - шарльера, приводимого в движение паровым двигателем. Уже в этом проекте были предусмотрены условия минимального сопротивления - удлиненная форма аэростата. В своих работах он использовал достижения братьев Монгольфьер и Жака Алекса́ндра Сеза́р Шарля. Джорджу Кейли принадлежит мысль разделить баллон аэростата – дирижабля на ряд изолированных друг от...
Как химик Менделеев продвигал воздухоплавание
24.02.2023 20:17 Новости
Как химик Менделеев продвигал воздухоплавание
В бурный период интереса к воздухоплаванию ученые Франции, Англии, Германии и других стран, работающие в области физики и химии, проводят многочисленные исследования с различными газами. Кто-то из них должен был предложить полет на шаре, заполненном газом, который должен быть легче воздуха. Таким человеком был Жак Алекса́ндр Сеза́р Шарль - французский изобретатель и учёный, он изготовил шар из прорезиненной ткани, который наполнил водородом и этим значительно продвинул вперёд дело воздухоплавания. Он предлагал использовать любой газ, который легче воздуха. Жак Шарль открыл названный его именем физический закон - при постоянном объёме, давление идеального газа прямо пропорционально его абсолютной температуре или Р Т= const. После изобретения Жак Шарля шары, наполняемые тёплым воздухом, получили название монгольфьеров, а водородом - шарльеров. Первый шарльер поднялся с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 года. Через три четверти часа после поднятия шар опустился в 20 верстах...
Как человек первый раз спустился в бездну. Батискаф Огюста Пиккара
18.02.2023 20:19 Новости
Как человек первый раз спустился в бездну. Батискаф Огюста Пиккара
23 января 1960 г., произошло знаменательное событие: швейцарский исследователь Жак Пиккар и лейтенант ВМС США Дон Уолш совершили на батискафе «Триест» погружение в самую глубокую область мирового океана (Марианскую впадину Тихого океана) на глубину 10916 м. Это погружение прошло гораздо менее замеченным мировой общественностью, чем первый полет человека в космос, хотя значение его огромно для человечества, так как океан вместо двухмерного стал трёхмерным. А начинались всё так. Первые глубоководные погружения. В 1911 г. американский инженер Ганс Гартман на сконструированной им глубоководной стальной клепаной камере цилиндрической формы (гидростате) опустился в Средиземном море к востоку от Гибралтарского пролива на глубину 458 м. Камера, рассчитанная на одного человека, опускалась с судна на стальном тросе. Она имела специальный прибор, приспособленный для поглощения углекислого газа при дыхании человека, и электроосвещение от батарей в 12 В. Для наблюдений в стенке гидростата был...