Новости истории. Водный транспорт
Темы
Регионы

16.07.2025 15:13 Аналитика
Экспедиция на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» в 1819 году
4 (16) июля 1819 г. в южные полярные широты для исследования Северного Морского пути от Берингова пролива в Атлантический океан отправилась русская экспедиция на двух шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный». Шлюпом «Открытие» командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев, «Благонамеренным» командовал капитан-лейтенант Глеб Семёнович Шишмарёв. На шлюпе «Открытие» всего личного состава при отплытии было 74 человека, а на «Благонамеренном» — 83 человека. 4 (16) июля 1819 г. шлюпы вышли из Кронштадта и, зайдя в Копенгаген, 29 июля (10 августа) пришли в Портсмут. После того как из Лондона были привезены закупленные секстаны, хронометры и другие навигационные и физические приборы, а также провизия, шлюпы 26 августа (7 сентября) вышли в море. 1 (13) ноября «Открытие» и «Благонамеренный» прибыли в Рио-де-Жанейро. Проводя постоянно научные наблюдения, русские моряки пошли далее к мысу Доброй Надежды, а отсюда...

15.07.2025 18:15 Аналитика
Открытие канала имени Москвы
15 июля 1937 г. состоялось торжественное открытие канала, соединившего реку Москву с Волгой для движения пассажирских и грузовых судов. В 1947 г. в ознаменование 800-летия города Москвы и 10-летия существования канала Москва-Волга ему было присвоено имя Москвы. Начало разработки проекта соединения рек и создания сквозного водного пути из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России относится к рубежу XVII—XVIII столетий, когда Пётр I лично занялся изучением возможных путей коммуникации. Один из рассматривавшихся тогда вариантов почти совпадал с современной трассой канала. Однако после смерти императора реализация масштабного проекта была отложена, вернулись к этой идее только в 1825 г. Строительство растянулось почти на два десятилетия, но было прекращено из-за недостатка средств. За это время был вырыт канал, связавший реки Сестру и Истру, построено 38 каменных шлюзов, в долине Сестры сооружена земляная плотина, на месте...

08.07.2025 10:06 Новости
Древний якорь весом в полтонны достали со дна моря в Италии
В Италии подводные археологи подняли из глубин Тирренского моря несколько древних артефактов, среди которых выделяется огромный свинцовый якорь. Операция прошла в регионе Кампания. Непосредственно подъём осуществляла ассоциация ASSO - организация, специализирующаяся на подводной археологии и спелеологии. Находки были обнаружены у берегов города Аччароли в коммуне Поллика. Среди артефактов - два корабельных якоря римской эпохи и хорошо сохранившаяся древняя амфора. Особое внимание привлёк свинцовый якорь весом около 500 килограммов. Его подняли с помощью специального крана. Учёные планируют реставрацию и детальное изучение находки. Место обнаружения уже предложено объявить морской охраняемой территорией из-за исторической ценности. Через несколько часов после первой находки водолазы нашли второй якорь чуть меньших размеров. У него сохранилась кат-балка - металлическое приспособление, облегчающее крепление якоря к кораблю. Почти неповрежденная римская амфора проливает...

07.07.2025 14:12 Аналитика
255 лет победе русского флота в Чесменском сражении
Летом 1770 г. русским флотом была одержана выдающаяся победа над флотом Османской империи, во многом предопределившая успешное для России окончание русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Она стала результатом масштабных преобразований, произошедших в России и, в частности, в русском флоте после восшествия в 1762 г. на престол императрицы Екатерины II, по праву заслужившей титул «Великой». Среди замечательных достижений русских моряков этого времени особое место занимает 1-я архипелагская экспедиция (1769–1774 гг.), обеспечившая убедительную победу над Турцией и положившая начало регулярным дальним плаваниям Российского флота. Это грандиозное мероприятие стало возможным благодаря усилиям по возрождению флота, который до воцарения Екатерины II без малого 40 лет находился в упадке. Осенью 1763 г. «для исправления дел на флоте» была учреждена Морская Российских флотов и Адмиралтейского правления комиссия. Возглавил новообразованный орган адмирал С.И. Мордвинов — профессиональный моряк и...

06.07.2025 12:06 Аналитика
Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
Туманным вечером 6 июля 1701 года у строящейся Новодвинской крепости показались три неизвестных корабля, шедших в сторону Архангельска. Шли они под нейтральным флагом, однако настороженность вызывал тот факт, что дошли неясные слухи, будто сюда движется шведская эскадра, к тому же недавно в данном районе пропало русское судно с командой стрельцов да таможенником на борту. Для досмотра неизвестных судов был направлен баркас, а возглавил группу лично командир Холмогорского гайдуцкого полка Григорий Животовский. Когда русская лодка достаточно приблизились к ближайшему кораблю, завязался разговор между Животовским и представителем корабельной команды. Он настойчиво приглашал подняться русского офицера на борт, когда один из стрельцов разглядел, сквозь приоткрытый пушечный порт на борту корабля, затаившуюся на нижней палубе большую группу вооруженных шведских солдат. Стрелец успел предупредить командира, подав ему условный знак, и тот приказал быстро грести от незваных гостей обратно к...

05.07.2025 10:05 Аналитика
К годовщине начала Хиосского сражения
Хиосское сражение между российским флотом Первой Архипелагской экспедиции и османским флотом произошло 5 июля (24 июня по старому стилю) 1770 года во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов. На рассвете 5 июля (24 июня по старому стилю) русские и турецкие войска выстроились в боевом порядке в Хиосском проливе Средиземного моря (между берегами Малой Азии и островом Хиос). Турецкие корабли в составе 16 линейных кораблей (из них 5 по 80 пушек каждый, 10 — по 60-70 пушек), 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых и вспомогательных судов выстроились в две параллельные линии, примкнув левый фланг к небольшому островку, а правый — к отмели у города Чесмы. У Орлова перед началом сражения было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 1 пакетбот, 3 пинка и ещё 13 более мелких судов. Русский флот был выстроен в три линии баталии — авангард, кордебаталия (средний ряд) и арьергард. В авангарде шёл...

04.07.2025 10:13 Аналитика
Поиски Земли Санникова в 1900 году
Из Кронштадта 4 июля 1900 года вышла шхуна «Заря» академической Русской полярной экспедиции под началом известного исследователя Арктики, барона Эдуарда Васильевича Толля. Основной ее целью был поиск мифической Земли Санникова. На яхту погрузили инструменты для исследований, хронометры и взрывчатые вещества, книги для библиотеки, запас угля высшего качества и 60 ездовых собак. Гидрографом экспедиции был молодой Александр Васильевич Колчак. Впервые о загадочном острове сообщил в 1811 году добывавший песца на северных берегах Новосибирских островов зверопромышленник Яков Санников, опытный полярный путешественник, ранее открывший острова Столбовой и Фаддеевский. Он высказал мнение о существовании «обширной земли» к северу от острова Котельного. По словам охотника, над морем поднимались «высокие каменные горы». Другим свидетельством в пользу существования обширных земель на севере стали многочисленные наблюдения за перелетными птицами, весной улетающими дальше на север, а осенью...

11.06.2025 10:05 Аналитика
Волжская военная флотилия: буксиры и катера идут в бой
В июне 1918 г. в Нижнем Новгороде началось формирование Волжской военной флотилии. Это было время, когда в Поволжье стремительно разгоралось пламя Гражданской войны. Захват восставшими чехословацкими легионерами Самары нарушил регулярное судоходство по одной из главных водных артерии страны, и промышленный центр оказался отрезан от ведущих зерновых районов юга России и кавказской нефти. Войска Народной армии Комуча (самарского эсеровского правительства) при поддержке чехословаков создавали в Среднем Поволжье плацдарм для наступления на Москву. Для борьбы с контрреволюцией 13 июня был образован красный Восточный фронт, ставший в то лето главным фронтом Гражданской войны. Для помощи своим войскам советское правительство решило сформировать Волжскую военную флотилию. Базой ее формирования стал Нижний Новгород, где имелся крупный речной порт, судостроительные и другие заводы. Организационная работа была возложена на 25-летнего балтийского матроса, большевика Николая Маркина, который как...

30.05.2025 12:08 Аналитика
"Море горело...": арктические конвои великой войны
«Самое ужасное путешествие на земле», - так отозвался о русских конвоях сэр Уинстон Черчилль. О героических подвигах моряков СССР, Великобритании, Канады и США, принимавших участие в Арктических конвоях по доставке ленд-лизовских грузов в северные порты России, написаны книги, сняты документальные и художественные фильмы. Вспомним сухие факты: за годы Второй мировой войны 78 арктических конвоев прошли северными морями, 1398 кораблей доставили в СССР 4,5 миллиона тонн стратегических грузов и гуманитарной помощи. Этому предшествовала большая дипломатическая работа: в 1941 году были заключены соглашения между Москвой и Лондоном, СССР и США. В конце октября 1941 президент США Франклин Д. Рузвельт распространил на нового союзника закон о ленд-лизе. До того, с начала Великой Отечественной войны, СССР получал от американцев помощь по принципу «cash and carry» («плати и вези»), что означало самовывоз заранее оплаченных товаров. Из трёх вариантов доставки грузов (через Тихий океан...

24.05.2025 10:06 Аналитика
24 мая 1900 года на воду спущен крейсер «Аврора»
11 (24) мая 1900 г. в 11 ч. 15 мин. под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей в Новом Адмиралтействе на воду был спущен крейсер 1-го ранга «Аврора». Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» строился в Санкт-Петербурге на казённой судоверфи «Новое Адмиралтейство». Закладка крейсера состоялась 23 мая (4 июня) 1897 г. Крейсер получил своё имя в честь парусного фрегата «Аврора», отличившегося в боевых действиях в августе 1854 г. при защите Петропавловска-Камчатского. Одновременно с «Авророй» были заложены два однотипных крейсера этой серии — «Диана» и «Паллада». Корабли строились по проекту и чертежам конструкторов Балтийского судостроительного завода. В мае 1900 г. в торжественной обстановке, в присутствии рабочих, моряков, адмиралов и генералов, многочисленных гостей, иностранных послов и военных атташе, оркестра и караула состоялся спуск на воду крейсера «Аврора». В церемонии участвовал эскорт военных кораблей...

22.05.2025 18:16 Мероприятия
Деталь погибшего парохода «Тбилиси» представили в Таймырском музее
Таймырский краеведческий музей впервые представил общественности деталь парохода «Тбилиси», поднятую со дна Карского моря во время экспедиции Русского географического общества в апреле 2025 года. Об этом сообщает пресс-служба администрации Губернатора и Правительства Красноярского края.Уникальный экспонат пополнил музейную выставку «Подвиг твой вечен, солдат! Взгляд из Арктики», рассказывающую о событиях Великой Отечественной войны. Вероятнее всего, это рукоятка или маховик, которые использовались на судне для управления чугунной задвижкой. Также на выставке демонстрируются фотографии экспедиции РГО. Пароход «Тбилиси», погибший в районе Крестовских островов в Енисейском заливе Карского моря во время Великой Отечественной войны в 1943 году, был обнаружен в 2024 году в ходе экспедиции РГО. Предполагается, что судно подорвалось на мине, установленной немецкой подводной лодкой. В 2025 году в ходе новой экспедиции, организованной Красноярским краевым отделением РГО совместно с...

03.05.2025 19:18 Документы
Трагическая гибель лайнера «Кап Аркона»
Центр общественных связей ФСБ России опубликовал цифровые копии рассекреченных документов из Центрального архива ФСБ России о потоплении самолетами Военно-воздушных сил Великобритании 3 мая 1945 года трех германских судов: «Кап Аркона», «Тильбек» и «Дойчланд» с заключёнными гитлеровских концлагерей, в том числе советскими военнопленными, перевозившимися в Норвегию. 80 лет назад, 3 мая 1945 года, произошла страшная трагедия, во время которой по разным подсчетам погибло от 7000 до 12000 человек. В этот день в Любекской бухте в Балтийском море самолеты Королевских Военно-воздушных сил Великобритании хладнокровно расстреляли три германских судна: «Кап Аркона», «Тильбек» и «Дойчланд» с заключенными гитлеровских концлагерей, перевозившимися в Норвегию. Немецкий круизный лайнер «Кап Аркона» был спущен на воду на верфи в Гамбурге 29 октября 1927 года. Свое название корабль получил в честь...

25.04.2025 15:14 Новости
Опубликованы новые снимки британского судна, затонувшего 110 лет назад
Фонд "Траст морского наследия Фолклендских островов" опубликовал новые снимки затонувшего 110 лет назад британского судна Endurance на дне Полярного моря. Корабль шел из Великобритании в Антарктиду в 1915 году, но был раздавлен паковым льдом и затонул, пишет журнал Blick. Чтобы получить снимки с высоким разрешением, специальные подводные роботы сканировали затонувший корабль на глубине 3 тысяч метров. Они были оснащены лазерами, которые наносили на карту обломки с точностью до миллиметра. Всего было получено около 25 тысяч сканов, которые затем были объединены в цифровом виде, как указано на домашней странице фонда. Это привело к появлению деталей, которые до сих пор никто не обнаружил. В частности, на одном снимке видны большие кожаные ботинки члена экипажа. На другом - видны даже фарфоровые тарелки. На палубе также находится осветительная ракета. Опубликованные фото вызывают удивление: они настолько четкие, что надпись "Endurance" легко читается. Учитывая глубину, на которой...

13.04.2025 11:16 Аналитика
Операция по спасению экипажа экспедиции парохода «Челюскин»
13 апреля 1934 г. в водах Чукотского моря была завершена операция по спасению экипажа и участников экспедиции парохода «Челюскин». 10 августа 1933 г. пароход «Челюскин», на борту которого находилось более ста пассажиров, вышел из Мурманска и взял курс на восток. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Его переход рассматривался как пробный в условиях плавания во льдах. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями. Возглавил экспедицию легендарный исследователь Арктики О. Ю. Шмидт. Капитаном корабля стал полярник В. И. Воронин. Начало плавания было довольно успешным: за месяц «Челюскин» преодолел три четверти пути и в первой половине сентября достиг Чукотского моря. Однако когда «Челюскин» вошёл в воды Чукотского моря, оказалось, что девять десятых его...

04.04.2025 13:09 Аналитика
4 апреля 1703 года был заложен первый корабль Балтийского флота
24 марта (4 апреля) 1703 г. на Олонецкой верфи на р. Свирь (район Ладожского озера) амстердамский корабельный мастер Выбе Геренс заложил первый российский парусный военный корабль Балтийского флота – фрегат «Штандарт». Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Имя «Штандарт» давалось кораблям русского флота до 1917 г., последним из которых была императорская яхта. Длина фрегата составляла 25,5 м, ширина 6,8 м, средняя осадка 2,6 м. Экипаж – 120 человек. На закрытой батарейной палубе (деке) и верхней палубе фрегата были установлены 28 пушек калибром 8, 6 и 3 фунта. Во время строительства фрегата русские войска вели упорные бои за выход к Финскому заливу. 1 (12) мая 1703 г. штурмом была взята шведская крепость Ниеншанц, расположенная неподалеку от устья Невы и открывавшая путь к Балтийскому морю. В связи с этим событием в царский штандарт были...

04.04.2025 10:12 Аналитика
Строительство Ладожского канала в 1719 году
4 апреля 1719 года царь Пётр I лично начал строительство Ладожского канала. В истории России Пётр I занимает особое место. Именно ему потомки обязаны изменениями во всех сферах жизни. До сих пор чаще упоминаются его новшества в военной и государственной деятельности, но практически в стороне остались его реформы в организации транспорта и логистики. Трудный путь из варяг в греки Долгие столетия наши предки пользовались путём «из варяг в греки», или «варяжским путём», – это водный путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Путь был сложным, водных дорог не хватало, и приходилось волоком перетаскивать корабли из одной реки на другую. Усилия были колоссальными и не всегда себя оправдывали. Пётр I шагнул дальше, он смог организовать единую транспортную систему, которая связала большую часть России – от Урала по реке Каме до Волги и далее по Волге и её притокам до северной столицы Санкт-Петербурга. До железных дорог было ещё 150 долгих лет, а главными...

03.04.2025 17:15 Аналитика
Гвардейские корабли советского флота
Первые гвардейские корабли советского флота появились в самый разгар Великой Отечественной войны — 3 апреля 1942 года. Словосочетание «русская гвардия» всегда означало «лучшие из лучших». С XVIII века и по сей день слово «гвардеец» — похвала, а гвардейские знамена и ленты — предметы законной гордости для тех, кто их носит. Но был в отечественной истории недолгий момент, когда ее армия и флот лишились гвардии в традиционном смысле, как самых лучших боевых частей: на смену им пришла Красная гвардия — вооруженные отряды пролетариата, ставшие главной опорой зарождающейся советской власти. Только в годы Великой Отечественной войны, когда вся страна поднялась на борьбу с врагом, гвардейцы вновь вернулись в армию и на флот. Первые сухопутные части получили звания гвардейских в знак признания их воинской доблести 18 сентября 1941 года. А 3 апреля 1942 года первые гвардейцы появились и в военно-морском флоте. Наследники «яхтенной и гребецкой команды» Морская гвардия России...

02.04.2025 16:04 Аналитика
Гибель «Титаника»
2 апреля 1912 года знаменитый трансатлантический пассажирский лайнер «Титаник» вышел в море для ходовых испытаний, которые прошли успешно, но из-за спешки не были проведены в полном объеме. Уже 10 апреля «Титаник» отправился в свое первое и последнее путешествие. Причины катастрофы Благодаря пиару вокруг гибели «Титаника» многие уверены, что это была самая крупная морская катастрофа в истории. На самом деле в списке крупнейших морских катастроф по количеству жертв гибель «Титаника» занимает лишь 4-е место. Что касается обстоятельств, приведших к катастрофе, их крайне много. Начиная от низкого качества стали (в угоду темпам производства), из которой делалась обшивка с корпусом и соединительные заклепки лайнера, заканчивая уникальными для того сезона и той роковой ночи метеорологическими и геопроцессами (то есть попросту не зависящими ни от кого причинами) и устаревшими представлениями о правилах мореплавания относительно того технологического прорыва, который наблюдало человечество в...

21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей. Это явление получило свое название - "эффект отдельного горизонта". Наблюдатель, увидев раскрашенный...

03.03.2025 9:05 Аналитика
Строительство первой подводной лодки в России
3 марта 1720 года в Санкт-Петербурге началось строительство первой российской подводной лодки. «Потаенное судно» Никонова - первая в мире изначально военная подводная лодка. Чертежей и подробного описания судна не сохранилось. Приблизительная длина судна была не более 6 метров, высота 1,5-2 метра. В корпус были вделаны 10 оловянных пластин со сквозными отверстиями для приема воды при погружении. В процессе всплытия вода откачивалась за борт вручную с помощью поршневого насоса. В корпусе была сделана шлюзовая камера с люком для выхода водолаза из лодки, находящейся в подводном положении, движитель в виде весел. Параллельно постройке лодки, Никоновым был разработан один из первых водолазных костюмов для выхода человека из судна в подводном положении для разрушения днища неприятельского корабля, прообраз современного боевого пловца-диверсанта. Памятник первой подводной лодке установлен в городке Сестрорецк, в 11 километрах от Санкт-Петербурга. В 1719 году безграмотный 29-летний...

21.02.2025 9:03 Аналитика
Неудачи и победы русско-шведской войны 1808-1809 годов
Русско-шведская война не была крупным военным конфликтом, которыми изобилует отечественная история. В этой войне не произошло масштабных битв с участием многотысячных армий, и длинные колонны линейных флотов не обменивались полновесными залпами. В это самое время по охваченной ужасом Европе под бравурный «La Victoire est a Nous!» маршировали наполеоновские батальоны. Пиренеи уже были охвачены огнем партизанской войны. И, глядя на эти события, попытать военное счастье уже готовилась Австрия. Последняя русско-шведская война протекала вдали от эпицентра общеевропейских событий, но за ее течением внимательно следили дипломаты, военные и те, «кому следовало». Формально Россия находилась в состоянии войны еще и с Османской империей, однако на момент начала военных действий со Швецией Петербург и Стамбул находились в режиме перемирия. Основной своей целью Александр I ставил присоединение Финляндии и избавление столицы империи от каких-либо реваншистских поползновений со...

18.02.2025 11:33 Аналитика
День транспортной милиции
18 февраля 1919 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», а Президиум ВЦИКа утвердил «Положение о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции». С тех пор эта дата является официальным Днём транспортной милиции. Транспортная милиция появилась в России ещё в начале XIX в., когда со строительством железных дорог и развитием транспортного железнодорожного комплекса, возникла необходимость в организации охраны железнодорожного транспорта и пассажиров. В 1836 г. в связи со строительством между Петербургом и Царским Селом первой в России казённой железной дороги был организован Отдельный корпус жандармов, одним из подразделений которого стала железнодорожная жандармерия. В 1860-е гг. жандармские эскадроны и команды были преобразованы в полицейские, а затем в жандармские полицейские управления железных дорог. Они осуществляли полицейский надзор за...

14.02.2025 13:03 Мероприятия
К годовщине создания комиссии по спасению челюскинцев
Транспортное освоение Арктики русскими имеет долгую многовековую историю, полную как героических свершений, так и неудач, причем зачастую инициатива в этом деле принадлежала землепроходцам и предпринимателям. На рубеже XIX–XX вв. российское правительство приходит к пониманию важности Северного морского пути в качестве хозяйственной и военно-стратегической артерии. Очевидной становится и необходимость крупных капиталовложений и серьезных гидрографических исследований, требующих поддержки государства. Фундамент, на котором покоились успехи Советской Арктики в 1930 гг., во-многом был заложен в начале XX в.: это и опыт экспедиций А.И. и Б.А. Вилькицких, В.А. Русанова, А.В. Колчака, Г.Я. Седова, и ледокольный флот, доставшийся Стране Советов от имперской России. Исследования Арктики велись и в 1920 гг., но носили ограниченный характер. Мощный импульс работе придало создание в декабре 1932 г. Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП), на которое была возложена задача...

09.02.2025 11:04 Аналитика
Крейсер «Варяг» - один из главных символов российской воинской славы
27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 г., в 11 ч. 45 мин., когда под Порт-Артуром японский адмирал Х. Того начал выходить из боя с русской эскадрой, раздались первые выстрелы в другом сражении, запечатлевшемся в памяти людей. Эскадра контр-адмирала С. Уриу у входа в корейский порт Чемульпо открыла огонь по крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец». «Варяг» был одним из новейших крейсеров русского флота. Построила его в 1898–1901 гг. американская фирма «В. Крамп и сыновья». На испытаниях скорость корабля превысила 24 узла – замечательный для того времени результат. Вместе с артиллерийским вооружением из 12-ти 152-мм и такого же числа 75-мм пушек при водоизмещении в 6500 т (фактически – 7400 т) это должно было создать прекрасное сочетание скоростных и наступательных качеств. В то же время, корабль имел серьезные недостатки – опасные в обращении огнетрубные котлы системы Никлосса, негодные подшипники шатунов главных машин (это фактически исключало достижение скорости более...

28.01.2025 10:04 Аналитика
28 января 1820 года русской экспедицией была открыта Антарктида
28 января 1820 года первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева была открыта Антарктида. Гипотеза о существовании Южной земли была выдвинута ещё географами древнего мира и поддерживалась учёными средних веков. Начиная с XVI в. её поиски вели португальцы Б. Диаш, Ф. Магеллан, голландец А. Тасман, англичанин Д. Кук. После неудачных попыток найти Южный материк Кук заявил: «...я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». 16 июля 1819 г. экспедиция в составе 2 шлюпов под командованием капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена вышла из Кронштадта в Рио-де-Жанейро. Экипажи были укомплектованы военными моряками-добровольцами. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» – лейтенант...

23.01.2025 15:34 Мероприятия
В Москве обсудили историю освоения Северного морского пути
23 января 2025 года в Доме РИО состоялся круглый стол, посвящённый истории освоения Северного морского пути. В ходе дискуссии обсуждалась роль этого маршрута в транспортном развитии нашей страны, история и современность атомного ледокольного флота, а также растущее значение арктического региона для всего мира. Мероприятие было приурочено к 300-летию с начала первой Камчатской экспедиции. Первые попытки освоения северного морского маршрута были предприняты русскими моряками ещё в XII и XIII веках. В середине XVII века Чукотская экспедиция под началом казачьего атамана Семёна Дежнёва открыла пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку. Сто лет спустя, в 1743 году, вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга преодолела этот пролив, впоследствии названный именем морехода, и исследовала побережье Камчатки и Аляски. Активное развитие мореходства по Северному морскому пути началось в 1877 году, однако в те времена его преодоление занимало до двух лет, так как скопления льда не...

17.01.2025 12:18 Новости
На берег Северного моря выбросило обломки неизвестного корабля
На побережье острова Зильт в Северном море недавно прошедшие мощные штормы выбросили обломки древнего корабля, которые, предположительно, не одно столетие были погребены под песком на морском дне. Идентифицировать погибшее судно пока не удалось. Как сообщает агентство Stern, выброшенные на берег деревянные доски, по мнению археологов, являются остатками исторического корабля. Зильт - это самый крупный в группе островов Северной Фризии и четвертый по площади остров Германии, расположенный на северо-западе страны, в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн. Он находится в акватории так называемого Ваттового моря, представляющего собой прерывистую череду ваттов, мелководных морских участков. В последнее время в районе Северо-фризского Ваттового моря бушевали штормы. Видимо, они и побудили затонувшее судно "всплыть". "К сожалению, мы пока не можем сказать, сколько лет обломкам или какой это тип судна, - говорится в заявлении Археологического государственного управления...

14.01.2025 10:26 Персоны
Последний генерал-адмирал Российской империи
Великий князь Алексей Александрович, четвертый сын императора Александра II, впоследствии генерал-адмирал и генерал-адъютант, родился 2 (14) января 1850 г. В его послужном списке перечислены должности и награды: главный начальник флота и морского ведомства (с 13 июля 1881 г. по 2 июня 1905 г.), член Государственного совета (1881–1908), председатель Адмиралтейств-совета, участник русско-турецкой войны 1877–1878 гг., в том числе, переправы через Дунай. Был награжден многочисленными российскими и иностранными орденами и медалями. Высочайшим приказом по флоту от 15 мая 1883 г. № 119 возведен в звание генерал-адмирала. Когда Алексею Александровичу было 18 лет, произошло крушение фрегата «Александр Невский» у берегов Дании. В послужном списке это катастрофа отмечена в коротком абзаце: «В 1868 г., 9 сентября снялись с якоря из Плимута и отправились в Ниборг, а 13 стали на мель, близ маяка Аггер, в Немецком море, и съехали в селение Кноппер, на NO берегу Ютландии». Но за этими...

18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают страховой полис и сама система страхования. С чего началось формирование системы страхования, как оно развивалось в России и на какие риски люди обращали внимание в первую очередь? Чтобы разобраться в этом, вспомним страховые случаи прошлого. Страхование от воды В водах Финского залива в 2003 году был найден деревянный скелет давно затонувшего судна. У наполовину раздробленного корпуса каким-то чудом сохранилась носовая часть. А вместе с ней уцелели и артефакты. Водолазы-исследователи подняли на поверхность блюдо с изображением архангела Рафаила и цифрами «1696». Эта находка и радиоуглеродный анализ...

11.12.2024 10:58 Аналитика
325 лет назад учрежден официальный флаг военного флота России
11 декабря (1 декабря по старому стилю) 1699 года царь Петр I утвердил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военно-морского флота (ВМФ). А за год до этого им же был учрежден орден Святого апостола Андрея Первозванного - золотой крест с голубыми лентами и восьмиконечной звездой, ставший наивысшей наградой Российского Государства. Таким образом царь хотел увековечить имя апостола Андрея, с которым связано принятие христианства на Руси. В течение двух последующих десятилетий велась доработка внешнего вида флага и его статуса. Окончательно все это было закреплено Корабельным уставом 1720 года: "Флаг белый, через который синий крест Св. Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". Это белое полотно с синим крестом, напоминающим по форме букву "Х" (а, согласно преданию, именно на таком кресте в греческом городе Патры принял мученическую смерть апостол Андрей), стало одним из самых узнаваемых флагов в истории нашей страны. Именно под ним...

29.11.2024 12:47 Новости
"Сокровище" Васко де Гама найдено на дне Индийского океана
Морской археолог Филипе Кастро из Университета Коимбры и его команда обследовали судно, затонувшее у берегов Кении примерно полтысячи лет тому назад. Анализ остатков корабля показал, что он мог входить в состав флотилии, сопровождавшей знаменитого португальского исследователя Васко де Гаму в его последнем путешествии. Исследование опубликовано в журнале Journal of Maritime Archaeology, а коротко о нем рассказывает Live Science. Обломки затонувшего судна были обнаружены в 2013 году. Они находятся около города Малинди, у кенийского побережья Нгомени. Судно затонуло примерно в 500 метрах от берега, оно покоится на глубине около шести метров. Обнаружить его было непросто, поскольку за пять столетий, прошедших с момента кораблекрушения, остатки густо обросли водорослями, известковым налетом, кораллами и ракушками. В рамках нового исследования подводные археологи смогли расчистить деревянные элементы и предположили, что затонувшим судном может оказаться "Сан-Хорхе"...

30.10.2024 9:03 Новости
История главного города-порта Дальнего Востока России
Сегодня, кроме краеведов и историков, мало кто знает, что город Владивосток на протяжении многих лет стоял на распутье, мучаясь вопросом: быть ему главным городом-портом на Тихоокеанском побережье России или не быть? И вполне могло статься так, что функции Владивостока могли быть возложены на Посьет или Ольгу, а владивостокцы бы нынче жили в заштатном городишке, пусть и со звучным именем... В поисках удобной гавани Прежде чем Владивосток стал форпостом России на Тихом океане, в качестве главного центра-порта в регионе был Охотск, который русские первопроходцы основали в 1665 г. Однако его расположение было неудобно для мореплавателей, и порт был перенесен в Аян. Потом был Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре... Пост Владивосток был основан 2 июля (20 июня по ст. стилю) 1860 г. Но на карте первопроходцев он появился годом раньше, когда наши моряки на пароходо-корвете «Америка», где держал флаг генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский, исследовали...

23.09.2024 13:55 Новости
К 200-летию завершения экспедиции Ф.П. Литке на бриге «Новая Земля»
В сентябре 1819 г. лейтенант Ф.П. Литке вернулся в Санкт-Петербург из кругосветной экспедиции на шлюпе «Камчатка». За время трехлетнего плавания под командованием капитана 2-го ранга В.М. Головнина он приобрел опыт и знания, показал преданность науке, превратился в настоящего профессионального офицера. Суровая военно-морская школа Головнина воспитала в Литке качества, необходимые для участия в исследовательских проектах, организацией которых активно занималось морское ведомство в течение первой трети ХIХ в. Одним из таких направлений стала экспедиция по изучению крупнейшего арктического архипелага Новая Земля, отделяющего Баренцево море от Карского. Изображения его на картах пестрели неточностями и белыми пятнами. В 1819 г. Адмиралтейский департамент направил к Новой Земле экспедицию под командованием лейтенанта А.П. Лазарева на старом английском судне «Кетти», получившем название «Новая Земля». Амбициозная задача описать в одно лето всю Новую Земля и о. Вайгач осталась невыполненной...

09.09.2024 10:46 Персоны
Инженер-механик Василий Зверев – герой Русско-японской войны
Русско-японская война 1904-1905 гг., как и другие крупнейшие войны XX века, затронула практически все слои населения и регионы России. Но, в отличие от второй мировой войны, памятники участникам которой стоят практически в каждом городе и поселке, память о героях войны с Японией увековечена в наши дни в значительно меньшем масштабе. В восприятии же основной массы населения эти события ассоциируются в основном лишь с подвигами экипажа крейсера «Варяг» и миноносца «Стерегущий». Люди постарше могут вспомнить о романах А.Н. Степанова «Порт-Артур» и А.С. Новикова-Прибоя «Цусима». В настоящей работе речь пойдет о биографии одного из героев Русско-японской войны – уроженца города Мурома инженер-механике Василии Васильевиче Звереве. Василий Васильевич Зверев родился 26 декабря 1865 г. Он окончил Муромское реальное училище, а в 1885 г. поступил в Техническое училище Морского ведомства, находившиеся в Кронштадте (это учебное заведение, основанное в 1798 г., занималось подготовкой кадров...

09.09.2024 9:57 Новости
9 сентября 1952 года был утвержден проект атомной подводной лодки
9 сентября 1952 года Иосиф Виссарионович Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта № 627» (шифр первой атомной подводной лодки). Научным руководителем работ по созданию атомной субмарины назначили А.П. Александрова, главным конструктором — В.Н. Перегудова, главным конструктором по ядерной энергетической установке — директора НИИ-8 Н.А. Доллежаля. 24 сентября 1955 года на заводе № 402 в Молотовске (Северном машиностроительном предприятии, г. Северодвинск) состоялась церемония закладки первой отечественной атомной подводной лодки К-3. К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская и третья в мире атомная подводная лодка, головной корабль проекта 627 «Кит». Все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Наименование «Ленинский комсомол» унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 09 октября 1962 года. В...

28.08.2024 8:59 Аналитика
173 года назад открыто движение поездов между Петербургом и Москвой
Регулярное движение поездов между Петербургом и Москвой началось 28 августа 1851 года. Николаевская дорога стала первой двухпутной казенной железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию железнодорожной сети государственного значения. Протяженность дороги составила 645 километров, путешествие, вместе с остановками, заняло 19 часов. Николаевская железная дорога построена в середине XIX века для обеспечения регулярного железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой. Позже к ней были присоединены другие линии. Дорога проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. С 26 по 28 августа 1851 года из Петербурга в Москву по железной дороге, на 9 поездах, были перевезены два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков и дивизион артиллерии. В 4 утра 30 августа в Москву отправился царский поезд, состоявший из 9...

27.08.2024 11:08 Новости
Таллинский переход 1941 года
Героическая оборона Таллина и Таллинской военно-морской базы Балтийского флота с 5 по 28 августа 1941 года, которая на время сковала крупные силы группы армий «Север» в Советской Прибалтике. Оборона Таллинна началась 5 августа 1941 года. Именно в этот день 18-я немецкая армия блокировала город с юга. 7 августа немецкие войска вышли к Финскому заливу, и отрезали город с суши. Оборону города вел его гарнизон и части 8-й армии. Подготовить как следует Таллинн к обороне не успели, однако, его важно было удержать, так как город являлся военно-морской базой Краснознаменного Балтийского флота. 14 августа приказом главнокомандования Северо-Западного направления оборона Таллина была возложена на Военный совет Балтийского флота во главе с командующим флотом вице-адмиралом В.Ф.Трибуцем. Для захвата города и базы германское командование сосредоточило войска численностью более 60 тыс. человек и 20 августа возобновило наступление. Под напором превосходящих сил противника советские войска...

24.08.2024 10:59 Новости
Гибель госпитального парохода «Композитор Бородин» в 1942 году
Санитарно-транспортное судно «Композитор Бородин» погибло в ночь на 24 августа 1942 года в ходе Сталинградской битвы Великой Отечественной войны на реке Волга. В нескольких километрах севернее Сталинграда пароход был потоплен артиллерийским огнем немецких орудий, при этом погибло около 400 человек. По мере приближения немецких войск к Сталинграду Волга стала превращаться в важнейший путь эвакуации: 65 пассажирских судов и 33 баржи были превращены в санитарные транспорты. Среди них пароходы «Гончаров», «Память Шмелева», «В. Хользунов», «Гражданка», «Бриллиант», «Полина Осипенко», а также суда и катера пригородного сообщения и специально переоборудованные баржи. В июле-августе 1942 года из Сталинграда по Волге были эвакуированы 31 госпиталь и 23 детских учреждения. Из Камышина на левый - восточный берег Волги ежесуточно эвакуировалось до трех тысяч раненых. Пароход «Композитор Бородин» весной 1942 года был причислен к Главному военно-санитарному управлению Красной армии и стал...

11.08.2024 12:09 Новости
11 августа 1945 года началась Южно-Сахалинская операция Красной армии
Главной целью Южно-Сахалинской операции стало освобождение южной части острова Сахалин от японских оккупантов. Советским войскам предстояло преодолеть блестяще организованную и укрепленную полосу обороны противника. Японцы соорудили Котонский укрепрайон, упирающийся левым флангом в Поронайскую горную цепь, а правым в заболоченный правый берег Пороная. Японское командование, прекрасно понимая стратегическую важность поронайского направления для обороны острова, перекрыло его мощным укрепленным районом. Оборонительный рубеж был оборудован севернее города Котон и имел протяженность 12 километров по фронту и около 30 километров в глубину. Котонский или Харамитогэский укрепленный район был хорошо подготовлен в инженерном отношении и имел 17 железобетонных дотов, свыше 130 артиллерийских и пулеметных дзотов, а также большое количество хорошо оборудованных артиллерийских и минометных позиций. В случае авиационного налета или массированного артиллерийского обстрела гарнизон мог укрыться...

11.08.2024 11:08 Новости
Сражение при Калиакрии
11 августа 1791 года в ходе русско-турецкой войны произошло морское сражение при Калиакрии. Турция намеревалась нанести решительный удар для принуждения России к заключению выгодного для себя мира. Однако, российский морской флот, под командованием контр-адмирала Феодора Ушакова, одержал блистательную победу у мыса Каликария над турецкой эскадрой, возглавляемую алжирцем Сеита-Али. Благодаря этому успеху закончилась война и заключен мирный договор. Султан призвал на помощь флот из африканских владений, прославившийся под предводительством алжирца Сеита-Али. Сеит-Али хвастливо пообещал виновника недавних поражений Турции контр-адмирала Ушакова привести в Константинополь в цепях. На подходах к мысу Калиакрия Ушаков обнаружил турецкий флот, стоявший в линии на якоре под прикрытием береговых батарей. Появление русской эскадры было для турок полной неожиданностью - их охватила паника. Турки в спешке стали рубить канаты и ставить паруса. При этом несколько кораблей, не справившись с...

05.08.2024 11:04 Новости
84 года назад в плавание впервые отправилась подводная лодка Щ-423
Дизельная подводная лодка Щ-423 проекта «Щука» 5 августа 1940 года впервые в истории мирового подводного плавания отправилась в переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. Этой экспедицией моряки доказали, что по северным морям можно перебрасывать подводные лодки из европейской части страны на Дальний Восток. Переход по Северному морскому пути длился 73 дня, подводная лодка Щ-423 прошла свыше семи тысяч морских миль, из которых более 600 миль во льдах. Уже через три дня после длительного перехода субмарина была готова вернуться на боевую вахту. Дизельная «Щука» 5 августа 1940 года вышла из базы в городе Полярном в Мурманской области. В дороге по Северному морскому пути субмарину сопровождали ледокол «Ленин» и транспорт «Александр Серов», на котором находились топливо, запасные детали, продовольствие и другие грузы. Этому походу было присвоено название «Экспедиция особого назначения - 10». Экипаж лодки состоял из опытных подводников, которые не раз...

31.07.2024 17:24 Новости
31 июля 1911 года был освящён верхний храм церкви Спаса-на-водах
31 июля (13 августа по новому стилю) 1911 года в торжественной обстановке был освящён верхний храм церкви Спаса-на-водах в Санкт-Петербурге, возведенный в честь погибших моряков в русско-японской войне. На мероприятии присутствовал император Николай II с дочерьми, великая княжна Ольга Константиновна, её брат — великий князь Константин Константинович и другие члены императорской семьи. Церковь Спаса-на-водах (церковь Гефсиманского борения Христа Спасителя) — утраченный православный храм-памятник в Санкт-Петербурге, находившийся на Ново-Адмиралтейском острове. Храм Спаса-на-водах был построен в память моряков, погибших в период войны с Японией в 1904—1905 годах (наибольшее количество в Цусимском сражении). Место под строительство храма, которое находилось в конце Английской набережной, невдалеке от верфей, в которых рождались корабли Русского флота, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года на территории Ново-Адмиралтейского завода...

29.07.2024 10:02 Новости
Владимир Путин открыл памятник адмиралу Федору Ушакову в Петербурге
Президент России Владимир Путин, после завершения Главного военно-морского парада, открыл на площади Труда (бывшей Благовещенской) памятник адмиралу Фёдору Ушакову. В торжественной церемонии приняли участие губернатор Санкт‑Петербурга Александр Беглов, министр обороны РФ Андрей Белоусов, помощник Президента РФ Владимир Мединский, полномочный представитель Президента России в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан, Главнокомандующий ВМФ Александр Моисеев, председатель Законодательного Собрания Александр Бельский, представители духовенства, члены инициативной группы по установке памятника, ветеранских и общественных организаций. «Непобедимый адмирал, как современники и наши неприятели называли Ушакова, стал достойным продолжателем дел Петра Первого, легендой еще при жизни. Под его командованием русские моряки одержали десятки триумфальных побед, прославив наше оружие, флот и державу. Его крылатая фраза «Врагов не считают, их бьют», - по сей день...

26.07.2024 18:21 Новости
Обнаружен корабль, который мог везти шампанское русскому царю
Польские дайверы нашли в Балтийском море затонувший корабль XIX века с уникальным грузом - он вез шампанское, вино, минеральную воду и фарфор. Судно обнаружили в нескольких десятках километров от берега Швеции. Не исключено, что ценный для того времени груз могли везти русскому царю. Как рассказал руководитель группы дайверов Томаш Стахура, поначалу локатор показал, что на дне находится подобие рыбацкой лодки. Но после погружения стало ясно, что находка очень ценная. Парусник, построенный, предположительно, между 1860 и 1867 годами, очень хорошо сохранился. Судно оказалось загружено более чем ста бутылками шампанского и корзинами с минеральной водой Selters в глиняных емкостях. - В то время минеральная вода считалась практически лекарством и поставлялась только на королевский стол. Ее ценность была так велика, что во время перевозок к грузу приставляли специальную охрану. Мы нашли бутылки с минеральной водой немецкой компании Selters, которая работает до сих пор, ее продукция...

26.07.2024 15:00 Мероприятия
Об истории и традициях морских парадов в России расскажет выставка
В Калининграде открылась выставка «Морской парад», совместный проект Музея Мирового океана и Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Выставка, приуроченная ко Дню Военно-морского флота, рассказывает об истории и традициях морских парадов в России времен Петра Великого. Традиция морских парадов имеет более чем трехвековую историю. Именно первому российскому императору принадлежит идея проводить ежегодные военно-морские праздники. Первый парад в Санкт-Петербурге состоялся в 1714 году и был приурочен к крупной победе русского флота, одержанной в сражении при Гангуте в ходе Северной войны. Парады имели большое культурное значение – они поддерживали воинский дух моряков и укрепляли международный престиж России как морской державы. В состав экспозиции вошли произведения из фондов Музея Мирового океана и графические листы из коллекции Исаакиевского собора. Они рассказывают об истории одного из важнейших торжественных церемониалов российского флота. Основная часть выставки...

25.07.2024 12:37 Мероприятия
«Морская почта» стартовала в Санкт-Петербурге
В канун Дня ВМФ вновь заработала «Морская почта» - открытку в любую точку страны можно отправить с Якорной площади Кронштадта. Об этом сообщил глава Санкт-Петербурга Александр Беглов. В сердце Кронштадта - на Якорной площади в канун Дня ВМФ сегодня вновь начинает работу «Морская почта», с помощью которой каждый может бесплатно отправить авторскую открытку в любой уголок России. Отделение будет открыто ежедневно с 13:00 до 19:00 с 25 по 27 июля и с 8:00 до 15:00 28 июля. «Морская почта» - совместный проект издания «Петербургский дневник» и Почты России, который реализуется с 2023 года. В прошлом году жители и гости Петербурга отправили из Кронштадта порядка 10 тысяч авторских открыток. В этом году можно отправить открытки четырех видов: одна посвящена юбилею Кронштадта, на трех других – лучшие работы учеников Художественной школы Кронштадтского района. «Славные морские традиции - неотъемлемая часть Петербурга. Одной такой традицией стало больше. Второй год подряд петербуржцы...

24.07.2024 18:10 Интервью, мнения
Адмирала Кузнецова вызывали к Сталину рекордное число раз
Решительность адмирала Николая Кузнецова и уверенность в своей правоте спасла ВМФ СССР в самом начале Великой Отечественной войны, это качество флотоводец затем всегда демонстрировал в кабинете у Иосифа Сталина, который множество раз вызывал его к себе, рассказал РИА Новости председатель отделения Российского военно-исторического общества в Архангельской области Сергей Ковалев. Ровно 120 лет назад, 24 июля 1904 года, в деревне Медведки (Котласский район Архангельской области) родился будущий выдающийся флотоводец герой СССР адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов, возглавлявший Военно-морской флот в 1939-1947 и 1951-1953 годах как народный комиссар, военно-морской министр и главнокомандующий. Службу на флоте он начал еще в 1919 году на Северо-Двинской флотилии, приписав к своему возрасту (15 лет) два года. К 1939 году он сделал выдающуюся карьеру, став народным комиссаром ВМФ СССР, когда ему было всего 34 года. "Всем известно, что Николай Герасимович Кузнецов в 15-летнем...

24.07.2024 17:02 Новости
120-летие Адмирала Флота Николая Кузнецова отметили в Архангельске
Человек, трудами которого создан современный российский флот, оставил заметный след в истории России. Его имя сегодня носят улицы и проспекты, образовательные организации и военные корабли. И, конечно, особо чуткое отношение к жизни и деятельности Н.Г. Кузнецова у его земляков. Николай Кузнецов родился 24 июля 1904 года в деревне Медведки Вологодской губернии (ныне Котласский округ Архангельской области) в крестьянской семье. И уже мальчишкой мечтал стать моряком, водить самые лучшие корабли. Чтобы принять участие в Гражданской войне, 15-летний Николай Кузнецов приписал себе два года, добровольцем вступил в Северо-Двинскую речную флотилию. Затем были четыре года учебы в военно-морском училище в Петрограде. Окончив училище с отличием, Николай был распределен на Черноморский флот – назначен на крейсер «Червона Украина». В 29 лет он стал командиром этого крейсера, вывел свой корабль на первое место в Морских Силах СССР и стал самым молодым капитаном 1-го ранга всех морей мира. Через год...

24.07.2024 11:08 Персоны
Принципиальный советский Адмирал Флота Николай Кузнецов
«Вся моя жизнь связана с Советским Военно-Морским Флотом. Я сделал выбор однажды, в совсем юные годы, и никогда не жалел об этом» - Н.Г. Кузнецов. Адмирал Флота Советского Союза, Герой Советского Союза, народный комиссар Военно-Морского Флота, Главнокомандующий Военно-морскими силами Николай Герасимович Кузнецов – человек удивительной судьбы, чья карьера в 1930-е гг. стремительно развивалась, а в 1950-е гг. также стремительно оборвалась. Николай Герасимович родился 24 (11) июля 1904 г. в семье казенных крестьян деревни Медведки Великоустюжского уезда Вологодской губернии (в настоящее время Котласский р-н Архангельской области), в этой же деревне окончил три класса церковно-приходской школы. Жил «в услужении» в Котласе, затем в Архангельске. В зимние месяцы 1916 г. посещал Архангельскую Ломоносовскую гимназию, летом занимался крестьянским трудом. Работал рассыльным Архангельского порта. Случайная встреча с военным моряком на пристани Котласа навсегда определила его дальнейшую...

24.07.2024 8:58 Новости
Акция в память об адмирале Кузнецове пройдет в Москве
Активисты Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) почтут память советского военно-морского деятеля, адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова в честь 120-летней годовщины со дня его рождения. Мероприятие пройдет на Новодевичьем кладбище в Москве. Об этом сообщил глава ДПФ, капитан 1-го ранга в отставке Владимир Мальцев, передает ТАСС. "Церемония возложения цветов к могиле адмирала Кузнецова состоится в день его 120-летия на Новодевичьем кладбище", - сказал он. В период с 1939 по 1946 годы Кузнецов находился на посту народного комиссара ВМФ СССР, с 1951 по 1955 годы был военно-морским министром, главнокомандующим ВМФ СССР. Во многом благодаря действиям Кузнецова в первый день Великой Отечественной войны советский флот не потерял ни одного корабля, встретив вражеские самолеты огнем. По словам Мальцева, за время войны у адмирала были 64 личные встречи с Иосифом Сталиным. О биографии Боевой путь будущего адмирала начался в 1919 году. Чтобы принять участие в Гражданской...