Новости истории. Инжиниринг
Темы
Регионы

15.07.2025 18:15 Аналитика
Открытие канала имени Москвы
15 июля 1937 г. состоялось торжественное открытие канала, соединившего реку Москву с Волгой для движения пассажирских и грузовых судов. В 1947 г. в ознаменование 800-летия города Москвы и 10-летия существования канала Москва-Волга ему было присвоено имя Москвы. Начало разработки проекта соединения рек и создания сквозного водного пути из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России относится к рубежу XVII—XVIII столетий, когда Пётр I лично занялся изучением возможных путей коммуникации. Один из рассматривавшихся тогда вариантов почти совпадал с современной трассой канала. Однако после смерти императора реализация масштабного проекта была отложена, вернулись к этой идее только в 1825 г. Строительство растянулось почти на два десятилетия, но было прекращено из-за недостатка средств. За это время был вырыт канал, связавший реки Сестру и Истру, построено 38 каменных шлюзов, в долине Сестры сооружена земляная плотина, на месте...

14.07.2025 14:06 Аналитика
Первое боевое применение «Катюши»
14 июля 1941 года первая отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша» под командованием капитана И. А. Флёрова нанесла удар по немецким эшелонам с войсками, техникой, боеприпасами и горючим, скопившимся на железнодорожном узле Орша, и по переправе немецких войск через реку Оршицу. Это было первое боевое применение новейшего советского оружия, которое не только обладало значительным поражающим эффектом, но и оказывало огромное психологическое воздействие на противника. Многозарядная реактивная пусковая установка БМ-13 (боевая машина, калибра 13 см), получившая неофициальное название «Катюша», была принята на вооружение советской армии буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны – 21 июня 1941 года. В этот день вышло постановление ЦК ВКП (б) о развёртывании серийного производства снарядов М-13 (реактивный снаряд калибра 132 мм) и пусковых установок БМ-13, положившее начало формированию частей реактивной...

14.07.2025 11:12 Аналитика
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выставлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 14 июля 1896 года. В ходе мероприятия он совершал демонстрационные поездки. Создателями транспортного средства стали предприниматель Евгений Яковлев и инженер Петр Фрезе. В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они решили построить подобную машину. Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел...

05.07.2025 11:36 Новости
Бани императора Константина поразили ученых "живучестью"
Группа исследователей из университетов Майнца, Оксфорда и Инсбрука раскрыла тайну сложной системы водоснабжения, созданной древними римлянами в городе Арль, расположенном в исторической области Прованс на юге Франции. Эта система использовалась на протяжении веков, но только теперь стало ясно, как она функционировала. Работой руководила доктор Гюль Сюрмелихинди из Института геологических наук Университета Йоханнесбурга. Вместо анализа отдельных фрагментов, как это делалось раньше, команда впервые рассмотрела гидросеть как единый, взаимосвязанный механизм. Ключом к разгадке стал анализ карбонатных отложений в акведуках и свинцовых трубах - следов воды, проходившей по ним столетиями. Полученные данные подтвердили: строительство началось примерно в 3 году до нашей эры. Сначала появился акведук, который доставлял воду с южного склона Альп. Спустя почти сто лет римские инженеры расширили систему, добавив второй канал, на этот раз с северной стороны тех же гор. Оба потока...

06.05.2025 13:35 Мероприятия
Фестиваль «От винта!» проведет мероприятие на Поклонной горе в Москве
13 мая Международный фестиваль молодежного научно-технического творчества «От винта!» (действует под эгидой Минпромторга России) в год 80-летия победы в Великой Отечественной войне и 20-летнего юбилея фестиваля проведет в рамках международного исторического проекта «Инженеры Победы» торжественное мероприятие на Поклонной горе с возложением памятного знака проекта к Вечному огню. В мероприятии, которое состоится 13 мая с 15:00 до 16:00, примут участие представители федеральных и региональных органов власти, промышленных предприятий, регионов-участников прошедшей в апреле Всероссийской эстафеты проекта, правнуки известных инженеров и конструкторов, работавших в годы Великой Отечественной, студенты московских вузов. Участники торжественного мероприятия в сопровождении оркестра и почётного караула Росгвардии возложат памятный знак проекта и цветы к Вечному огню, проведут памятный митинг в честь инженеров, конструкторов, разработчиков, изобретателей, трудовых коллективов...

29.04.2025 10:06 Аналитика
Как заставить воевать по-своему. К дню рождения «папаши калашникова»
29 апреля 1897 года родился Георгий Семёнович Шпагин, создатель ППШ. Фраза «русский автомат» прочно ассоциируется с семейством стрелкового оружия, вышедшего из КБ Михаила Калашникова. Слава эта, конечно же, заслуженна, оспорить её невозможно. И тем не менее: войну мы выиграли благодаря другому конструктору и другому автомату. Вернее, пистолету-пулемёту. Спасибо русской армии Судьба Георгия Шпагина довольно типична. Как и многие люди его поколения, он был призван в царскую армию, там же и стал оружейником. Есть такой старый советский анекдот: «...наградить Николая Романова за создание образцовой революционной ситуации». Вот если совсем без шуток, то кого-то из офицеров русской армии действительно стоило бы наградить за отыскание такого самородка, как Шпагин. С тех пор, то есть примерно с 1916 года, оружие стало его единственной профессией. Вначале работал оружейным мастером в РККА, затем, в 1920-м стал слесарем на Ковровском оружейном заводе. Шпагин совсем не «автор одной песни». Были...

14.04.2025 14:13 Мероприятия
О роли ученых, инженеров и промышленников Москвы в приближение победы
На площадках особой экономической зоны (ОЭЗ) «Технополис Москва» открылись выставки, посвященные 80-летию победы в Великой Отечественной войне. Об этом сообщил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Анатолий Гарбузов. «Существенный вклад в обеспечение Советской армии и приближение победы в Великой Отечественной войне внесли в том числе столичные ученые, инженеры и промышленники. Узнать больше об их трудовом подвиге можно на тематических выставках в особой экономической зоне “Технополис Москва”. Экспозиции будут работать на площадках “Алабушево”, “Печатники” и “Руднево” до 22 июня», — рассказал Анатолий Гарбузов. Выставка «Роль науки и техники в достижении победы в годы Великой Отечественной войны» рассказывает об успехах советских ученых, которые в непростое для страны время решали сложнейшие...

27.03.2025 15:05 Аналитика
Вагон с нескончаемыми рельсами
27 марта 1878 года крестьянин Федор Абрамович Блинов подал заявку на получение патента на изобретенный им "вагон с нескончаемыми рельсами". Речь в патенте шла о новом типе движителя — гусеницах. Родившийся в семье крепостного кузнеца в 1832 году Федор изучил слесарное, столярное, кузнечное, токарное, шорное дело. Он собрал большую научно-техническую библиотеку. В 1840-х годах в связи со случившейся в Поволжье большой засухой, недородом и голодом ему удалось получить от помещика отпускную. Федор устроился бурлаком, затем кочегаром на пароход. Благодаря упорному труду и таланту он стал помощником машиниста парохода, затем — машинистом. Он стал мастером, к которому обращались за советом специалисты по паровым машинам со всей Волги. Первым серьезным изобретением Блинова стала модернизация систем парохода "Геркулес", на котором он был машинистом...

19.03.2025 9:06 Аналитика
Сегодня отмечают День моряка-подводника
В российском флоте созданием подводного судна для нападения на корабли противника впервые занялся уроженец подмосковного села Покровское Ефим Никонов. В 1718 г. он подал на имя Петра I челобитную с предложением построить «потаённое судно», которое «в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли». В 1721 г. судно было испытано в присутствии Петра I, после чего автору предложили начать постройку «потаённого судна большого корпуса». Но со смертью Петра I работа над русской подводной лодкой прекратилась. В 1834 г. на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера Шильдера была построена подводная лодка, впервые оснащённая оптическими и вентиляционными трубами. В 1866 г. по проекту И. Ф. Александровского была построена лодка с механическим двигателем, работающем на сжатом воздухе. В 1880 г. С. К. Джевецкий разработал конструкцию первой подводной лодки с электрическим двигателем. В...

05.03.2025 13:58 Аналитика
Неизвестные войска исчезнувшей сверхдержавы
Воспоминания генерал-полковника в отставке Ю. В. Вотинцева. Воен.-истор. журнал. 1993. № 8...11. Род наш древний, казацкий Память... Для кого-то она - бремя. Для меня же, выходца из старого казачьего рода, как и для большинства не забывающих своих корней, - путеводная звезда. В царствование Александра II часть Донского казачьего войска во главе с атаманом - моим прадедом - была направлена на защиту восточных рубежей империи, на границу с Китаем. Казаками была заложена крепость Верный (с 1921 г. - г. Алма-Ата), основано 19 станиц. В 1867 году Верный стал административным центром Семиреченского казачьего войска. Из уст в уста от поколения к поколению передавались легенды о мужестве, бесстрашии и воинском мастерстве моего прадеда. Он погиб в одном из боев, порубленный шашками. Его останки были захоронены в казачьей бурке в крепости Верный. Сын атамана, мой дед Дмитрий Вотинцев, будучи в чине подполковника, унаследовал атаманскую булаву и возглавил Семиреченское...

05.03.2025 12:14 Персоны
Генерал Григорий Васильевич Кисунько: невозможное возможно
8 июля 1918 года родился Григорий Васильевич Кисунько (с. Бельманка, Куйбышевский район, Запорожская область) - ученый в области радиофизики и автоматизированных сложных систем, генерал-лейтенант-инженер (1967), Герой Социалистического Труда (1956), лауреат Ленинской премии (1966), доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР/РАН. Из автобиографии Г.В. Кисунько: «... с 1930 г. [родители] переехали в город Мариуполь... , где отец работал машинистом на заводе им. Ильича, мать — уборщицей на том же заводе. 3 апреля 1938 г. отец был арестован органами НКВД в г. Мариуполе и по ложному обвинению 29 апреля 1938 г. осужден в г. Донецке к высшей мере наказания. В марте 1965 г. отец посмертно реабилитирован. Мать через год после ареста отца вынуждена была оставить работу... из-за появившихся симптомов туберкулеза легких. С тех пор она находится на моем иждивении. Я до 1934 г. учился в школе, но по окончании 9 классов из-за материальных трудностей в семье оставил школу и уехал...

28.02.2025 16:22 Аналитика
На пути к созданию танка Победы – «Т-34»
История танка Победы началась в 1937 г. в Харькове на заводе № 183 Народного комиссариата оборонной промышленности СССР. Бывший Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) располагал опытными рабочими, инженерными и конструкторскими кадрами. ХПЗ имел богатый опыт конструирования и строительства танков. На заводе строили и совершенствовали не только колесно-гусеничные танки БТ (быстроходный танк), но и тяжелые пятибашенные Т-35, развивали производство дизельных моторов. Именно на ХПЗ был создан танковый дизель В-2, которым оснащались «тридцатьчетвёрки». Исключительная роль в создании танка Т-34 принадлежит Михаилу Ильичу Кошкину. Он родился 3 декабря (21 ноября ст.ст.) 1898 г. в деревне Брынчаги, ныне входящей в Переславль-Залесский муниципальный округ Ярославской области. Семья небогатая, отец погиб в 1904 г. и работать Миша стал с 11 лет на различных московских кондитерских фабриках. В 1917 г. его призвали в армию, он успел поучаствовать в боях на Юго-Западном фронте, был ранен, а...

21.02.2025 10:33 Аналитика
К годовщине начала деятельности ГОЭЛРО
21 февраля 1920 года начала свою деятельность Государственная комиссия по электрификации России (Комиссия ГОЭЛРО). Публично с инициативой создания Государственной комиссии по электрификации страны В.И. Ленин выступил 2 февраля 1920 г., когда на первой сессии Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) VII созыва внес предложение о разработке Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ) совместно с Наркоматом земледелия «при содействии представителей науки и техники» широкого и полного плана электрификации страны. Вскоре, уже 11 февраля 1920 г., при отделе электротехнической промышленности ВСНХ состоялось совещание, запротоколированное как первое заседание Комиссии ГОЭЛРО, в котором приняли участие представители Электростроя, Центрального электротехнического совета, Наркомата земледелия, Теплокома, Главтекстиля и других ведомств. На совещании Г.М. Кржижановский выступил с докладом об организации специальной комиссии, которая подсчитала бы имеющиеся в стране ресурсы и...

06.02.2025 16:01 Аналитика
И только звезды светят вечно. Астрофизик-ополченец Юрий Кондратюк
Юрий Кондратюк - выдающийся советский астрофизик, инженер, участник московского ополчения. Его работы опередили время - он рассчитал траекторию полета на Луну еще в 1919 году, когда это казалось совершенной фантастикой. Кондратюк мог и дальше заниматься наукой в тылу, но принял решение вступить в московское ополчение. В 1942 году Кондратюк погиб во время боев под Москвой. Ученый, опередивший время Жизнь этого талантливого ученого полна неожиданных поворотов. Так, его настоящее имя – Александр Игнатьевич Шаргей. Он родился в 1897 году в Полтаве, изучал инженерное дело и физику в Петроградском политехническом университете. В 1916 году Кондратюка призывают в армию, он вынужден оставить научную карьеру и несколько лет воюет на турецком фронте Первой мировой. После демобилизации Кондратюк возвращается в науку. Тема его исследований – межпланетные перелеты. И это во время Гражданской войны, в истощенной от Первой мировой стране! Его работы стали прорывом в астрофизике и...

28.01.2025 9:04 Аналитика
Первые женские политехнические курсы в Петербурге
Женские политехнические курсы стали первым в России высшим техническим учебным заведением для женщин, которые открылись в Санкт-Петербурге 28 января 1906 года. Первым ректором сроком на два года был избран Николай Леонидович Щукин - профессор Технологического института. Для проведения занятий было снято помещение в доме 68/2 по Загородному проспекту. В короткий срок жилые квартиры удалось переоборудовать под учебные классы и лаборатории. На имя ректора поступило около 700 заявлений желающих получит техническое образование. По конкурсу аттестатов о среднем образовании были отобраны 234 слушательницы, которые составили первый курс втуза. Учебный процесс был организован по предметной системе, которая тогда делала лишь первые шаги. Курсистки имели право по своему усмотрению посещать занятия, а экзамены сдавать по мере готовности в течение всего учебного года. Первые два года курсы действовали в рамках единого факультета, который в 1908 году разделили на два: архитектурный и...

16.01.2025 10:08 Новости
В московский музей после реставрации вернулись уникальные экспонаты
В Музей воды АО «Мосводоканал» после реставрации вернулись уникальные экспонаты времен создания и развития систем водоснабжения и водоотведения столицы. Об этом рассказали в комплексе городского хозяйства Москвы. Среди раритетов — ценные для отрасли инженерные источники: альбомы «Краткое описание московского водопровода 1779–1811 гг., составленное инженером Зеге фон Лауренбергом» и «О преобразовании московского водопровода с 1826 года», подготовленный директором работ инженером-полковником П.С. Максимовым, а также карта «Проект преобразования Мытищинского водопровода. 1852 год» за подписью А.И. Дельвига и резолюцией департамента проектов и смет. До реставрации издания находились в архиве Музея воды, но не были доступны для изучения и экспонирования. Со временем на них образовались загрязнения и пятна различного происхождения. Деформированные книжные блоки буквально распадались на отдельные листы. Бумага была с признаками деструкции и многочисленными утратами, изломами и разрывами...

26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, любопытная историческая информация прозвучала в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Математическое моделирование, программирование и прикладная математика". Одним из докладчиков стал Александр Цыцулин, заместитель генерального директора по научной работе АО "НИИ телевидения" из Санкт-Петербурга. Он рассказал о теории и практике космического телевидения. "Телевидение - это комплексная система, - отметил Александр Цыцулин. - Поток информации от устройства к получателю претерпевает не только преобразование, но и ограничение пропускной способности". В качестве примера он рассказал, как именно было передано изображение Юрия Гагарина из космоса на Землю. Ведь...

24.12.2024 9:25 Аналитика
Судьба семьи фон Мекк на Сходне
Много лет прошло с тех пор, не одно поколение сменилось на Сходне. Почти не осталось людей, которые помнят, что в доме № 28 по улице Фрунзе, принадлежавшем Воскресенским, жила семья Николая Карловича фон Мекк, сына Надежды Филаретовны фон Мекк. Да, той самой, чье имя было неразрывно связано с именем композитора Петра Ильича Чайковского. Четырнадцать лет Надежда Филаретовна из самых добрых побуждений и в знак преклонения перед талантом композитора помогала ему материально, ежегодной субсидией шесть тысяч рублей. В благодарность Петр Ильич посвятил ей свою прекрасную Четвертую симфонию с надписью: «Моему лучшему другу». Надежда Филаретовна, несмотря на то что благотворила Чайковского, не разу не встретилась с ним лично, очевидно боясь взаимного разочарования. Но она мечтала породниться с ним, хотя бы через кого-либо из своих детей. Судьба породниться с великим композитором выпала ее сыну Николаю Карловичу, который познакомился, полюбил и женился на Анне Львовне Давыдовой, внучке...

16.12.2024 13:35 Аналитика
«Семь сестер»: как строились сталинские высотки и как их реставрируют
Торжественный монументализм и барочный декор, вознесшиеся в небо шпили и роскошные интерьеры — сталинские высотки прославились на весь мир. «Семь сестер» — так прозвали первые советские небоскребы, ставшие архитектурными доминантами, объектами культурного наследия и символами Москвы. Сегодня их сохранению в городе уделяется особое внимание. Недавно завершился капитальный ремонт в здании на Котельнической набережной, а сегодня специалисты занимаются реставрацией высотки у станции метро «Красные Ворота». Подвиг советских инженеров Сталинские высотки расположены в центре Москвы. Архитектурные символы величия и могущества советского государства должны были замечать издалека, поэтому для их строительства выбрали знаковые места. Воробьевы горы, Кутузовский проспект, Котельническая набережная, Смоленская-Сенная и Кудринская площади, Каланчевская и Садовая-Спасская улицы —...

30.11.2024 9:03 Аналитика
30 ноября считается датой рождения первого трансформатора
30 ноября 1876 года во Франции российский изобретатель и предприниматель Павел Николаевич Яблочков получил патент на создание трансформатора переменного тока. Павел Николаевич Яблочков — русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») и другими изобретениями в области электротехники. Не смотря на то, что самым выдающимся его изобретением является электрическая свеча, мир должен быть ему благодарен и за многие другие изобретения. Так, в годы пребывания во Франции Павел Николаевич работал не только над изобретением и усовершенствованием электрической свечи, но и над решением других практических задач. Только за первые полтора года — с марта 1876 по октябрь 1877 — он подарил человечеству ряд других выдающихся изобретений и открытий. Павел Яблочков сконструировал первый генератор переменного тока, который, в отличие от постоянного тока, обеспечивал...

27.11.2024 18:12 Новости
У пирамиды Хеопса насчитали больше четырех сторон
Японский ученый Акио Като из Университета Канагавы представил исследование, доказывающее, что Великая пирамида в Гизе не является стандартной квадратной пирамидой и имеет более четырех сторон. Исследование опубликовано в журнале Archaeological Discovery, а коротко о нем рассказывает издание The Jerusalem Post. Ученый доказывает, что Великая пирамида, известная как пирамида Хеопса, на самом деле является восьмиугольной, но увидеть это можно только с воздуха. "Великая пирамида в Гизе известна тем, что имеет удивительный характер вогнутости, так как каждая из ее четырех граней слегка вогнута вдоль центральной линии, от основания до вершины, - пишет Акио Ката. - Другими словами, Великая пирамида - это вогнутая восьмиугольная пирамида, а не стандартная квадратная". По версии Като, "тонкая вогнутость" граней пирамиды создает иллюзию, которую наблюдатель с уровня земли оценить не может. Глядя на пирамиду сверху вниз, кажется, что она стандартная, с четырьмя сторонами. И только с...

22.11.2024 9:27 Аналитика
«Геликоптер инженера Миля»: авиационный роман
В 2024 году исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля (22 ноября 1909 г. – 31 января 1970). Миль – это легендарные советские вертолеты «Ми». Точка отсчета биографии Михаила Миля – в дореволюционном Иркутске, в благополучной интеллигентной семье, в которой много внимания уделялось образованию и разностороннему развитию детей (языки, музыка, рисование). Михаил начал вести личный дневник с десяти лет: «Я родился в 1909 году в городе Иркутске в Сибири. На седьмом году жизни я стал интересоваться разными науками. Потом мне понравились анатомия, астрономия и химия. Я долго не любил читать, но мне попалась книжка очень интересная. Начитавшись разных книг, я стал видеть в себе очень много талантов, потом благодаря тем же книжкам я перестал в них верить…». Имея явные гуманитарные способности и таланты, Михаил одновременно увлекся авиамоделизмом и в восемь лет построил первую модель самолета. Начиналась эра Авиации, мечты целого поколения молодежи были устремлены к...

13.11.2024 12:34 Аналитика
К юбилею двух главных конструкторов В.П. Макеева и М.Ф. Решетнева
В 2024 году исполняется 100 лет со дня рождения В.П. Макеева и М.Ф. Решетнева, двух выдающихся конструкторов и организаторов ракетно-космической отрасли, которые начали свою деятельность в качестве учеников, соратников и заместителей С.П. Королева, а впоследствии возглавили самостоятельные направления и ведущие предприятия отрасли. Виктор Петрович Макеев – главный конструктор СКБ-385 в г. Миасс (позднее – КБ машиностроения, КБМ) был создателем научно-конструкторской школы отечественного морского стратегического ракетостроения, генеральным конструктором межконтинентальных баллистических ракет для подводных лодок Военно-Морского Флота. Доктор технических наук, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР. Михаил Федорович Решетнев – главный конструктор филиала №2 ОКБ-1 (позднее – КБ прикладной механики, КБ ПМ; НПО ПМ) был одним из основоположников советской космонавтики, создатель спутников систем связи, телевещания...

01.11.2024 12:34 Новости
Мурал с изображением инженера Федора Пироцкого появился в Курске
В Курске на фасаде многоквартирного дома появился граффити-портрет с изображением русского инженера-артиллериста Федора Аполлоновича Пироцкого, который создал первый в России электротрамвай. В феврале 2025 года исполнится 180 лет со дня рождения Федора Пироцкого и 145 лет с момента изобретения им в Санкт-Петербурге транспорта на электротяге. Новый культурный объект расположен на улице Литовская. Локация выбрана неспроста – курская трамвайная система входит в четверку старейших в России. Масштабный портрет создан в рамках совместного социокультурного проекта АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и Российского военно-исторического общества (РВИО). Планируется, что сразу в нескольких городах страны фасады многоквартирных домов будут расписаны в честь знаковых отечественных инженеров и их изобретений. Портрет Федора Пироцкого стал третьей работой цикла «Изобретатели». Первое такое граффити было открыто в городе Любань Ленинградской области этим...

30.10.2024 12:20 Мероприятия
Уникальную коллекцию Политехнического музея представили в Петербурге
В Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге стартовала выставка Политехнического музея при научном кураторстве Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Проект «Политехнический музей: создавая настоящее» посвящен выдающимся отечественным ученым и инженерам-изобретателям. «Впервые Политехнический музей представляет в Санкт-Петербурге уникальные коллекции, посвященные ключевым именам отечественной науки, важнейшим открытиям и изобретениям наших ученых, проложивших путь к новым достижениям российского и мирового научно-технического прогресса. Такие проекты особенно ценны для молодой аудитории, поскольку они не только рассказывают о великом наследии России, но и вдохновляют подрастающее поколение, демонстрируя, какую значительную роль играет наука во всех сферах нашей жизни. Может быть, кто-то из юных посетителей увидит здесь начало своего профессионального пути и однажды станет следующим Курчатовым или Александровым», – отметила директор Департамента...

29.10.2024 17:34 Аналитика
К 120-летию А.А. Морозова - выдающегося конструктора советских танков
Александр Александрович Морозов родился 16 (29) октября 1904 года в селе Бежица, что ныне находится в черте Брянска. Слесарем здесь многие годы работал отец конструктора. Незадолго до Первой мировой войны семья перебралась в Харьков, где Морозов-старший устроился слесарем на Харьковский паровозостроительный завод. Его сын Александр с детства имел склонность к созданию всевозможных механизмов. До революции он учился сначала в частной начальной школе, затем в реальном училище. Революция нарушила привычный ход вещей. Только в декабре 1919 года в городе прочно утвердилось советская власть. К этому времени 15-летний Александр Морозов трудился переписчиком технической документации на паровозостроительном заводе и постепенно дорос до чертёжника-конструктора. Принимал участие в разработке механизмов для гусеничного трактора «Коммунар». Два года проходил службу в Красной армии мотористом авиационной эскадрильи. После демобилизации вернулся на родной завод и получил распределение в танковую...

22.10.2024 16:23 Персоны
Булава казака Вотинцева
В эти дни в Космических войсках чествуют легендарного человека, Героя Социалистического Труда генерал-полковника в отставке Юрия Всеволодовича Вотинцева. Ему исполняется 85 лет. Главным делом его жизни стали Войска противоракетной и противокосмической обороны, которыми он командовал с 1967 по 1986 год. Это был командующий войсками настолько засекреченными, что долгие годы в ЦРУ после его фамилии стояло множество знаков вопроса. Почти семь десятков лет, как с улыбкой подчеркивает Юрий Всеволодович, он подписывается на «Красную звезду», с 1936 года, если говорить точно, когда начал учебу в 1-м Ленинградском артиллерийском училище. По сей день ветеран дружен с газетой, внимательно ее читает, с благодарностью, а иногда и с критическими замечаниями обращается в редакцию, особенно после публикаций о дорогих ему войсках, не избалованных прессой и сейчас, подсказывает темы. При встрече с ним всякий, пожалуй, заряжается какой-то особой духовной энергией. Прадед его был атаманом Семиреченского...

15.10.2024 9:51 Новости
Старинный циркуль инженера обнаружили археологи в Москве
Во время археологических раскопок в 4-м Крутицком переулке специалисты обнаружили фрагмент костяного циркуля конца XVIII — начала XIX века. На территории Москвы подобные артефакты ранее археологам не встречались. У инструмента сохранилась костяная часть ножки с латунным креплением, на котором держится дужка, соединяющая детали. Специалисты уже отреставрировали находку и теперь готовят ее к передаче в музейный фонд. «На протяжении многих веков Москва остается центром науки и образования. По мнению специалистов, хозяином старинного циркуля мог быть студент или инженер, живший во времена Павла I или Александра I. Циркуль — это довольно редкая археологическая находка. Измерительные приборы во все времена были ценны, и относились к ним очень бережно», — отметил руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. История циркуля насчитывает не одну тысячу лет. Судя по сохранившимся начерченным кругам в узорах...

04.09.2024 9:02 Новости
4 сентября 1700 года Петр I утвердил приказ рудокопных дел
Российский император Петр I своим указом от 4 сентября 1700 года утвердил приказ рудокопных дел. Документ положил начало государственному управлению горно-геологическими работами по поиску руды и других полезных ископаемых в различных регионах Российской империи. Это учреждение ведало поисками руды и подготовкой лиц, сведущих в горном деле, заботилось о постройке заводов, собирало сведения о добытых металлах и вновь открытых месторождениях полезных ископаемых. С тех пор Россия перестала нуждаться в заграничном металле. В конце царствования Петра I Россия вела заграничную торговлю русским железом и медью. В 1775 году при Петербургском горном училище было организовано Ученое собрание, призванное выполнять роль научного центра по вопросам горного дела. В 1825 году был организован Ученый горный комитет по горной и соляной части. Комитет представлял общество, аналогичное Ученому собранию. В нем принимали участие виднейшие деятели горной науки и техники. В 19 веке штаб корпуса горных...

09.08.2024 15:46 Новости
Программа для распознавания древнерусских рукописей создана в НовГУ
Программу, которая позволит по фрагментам древних рукописей устанавливать их датировку и авторство, разработали в Передовой инженерной школе Новгородского университета им. Ярослава Мудрого (НовГУ). Разработка основана на базе нейросетей и стала возможной благодаря участию университета в программе "Приоритет 2030". Об этом сообщили в пресс-службе вуза, передает ТАСС. "Программу, которая по фотографиям древней рукописи может определить, когда, где и кем она была написана, придумали разработчики из лаборатории технического зрения при Передовой инженерной школе НовГУ. Для этого они обучили нейросеть распознавать рукопись по фрагментам текстов. Сейчас она уже умеет делать это по церковнославянскому языку. А также создали базу данных фотографий первоисточников", - сообщили в вузе. Как уточнили в НовГУ, разработанная программа позволит более просто и быстро проводить атрибуцию, локализацию, датировку и устанавливать авторство рукописных материалов, связанных с деятельностью Новгородской...

06.06.2024 11:02 Новости
Мурал с изображением российских изобретателей появился в Ленобласти
В Ленинградской области накануне Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) появился граффити-портрет, посвященный изобретателям первого русского паровоза и первой железной дороги в Российской империи. Событие приурочено к юбилейной дате. В 2024 году исполняется 190 лет с момента создания первого российского паровоза. Машина была построена на Нижнетагильском заводе отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми. Рисунок, посвященный Черепановым, открыт в рамках совместного социокультурного проекта АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и Российского военно-исторического общества (РВИО). В рамках проекта в нескольких городах страны фасады многоквартирных домов будут расписаны изображениями знаковых отечественных инженеров и их изобретений. - В этом проекте мы хотели показать значение инженерной мысли для развития страны. Изобретения наших инженеров живут до сих пор, воплощаясь в современной технике и проектах. Можно сказать, что именно с открытия...

03.05.2024 12:40 Новости
Советская летающая лодка: первый полет гидросамолета МБР-2
Гидросамолет МБР-2, советская летающая лодка, разработана в ЦКБ МС под руководством Георгия Бериева, совершил первый полет 3 мая 1932 года. Испытания машины показали, что МБР-2 обладал хорошими летно-техническими характеристиками, которые намного превосходили показатели зарубежных машин подобного типа. Испытания головного экземпляра и серийных машин проводил летчик-испытатель, комбриг Адольф Ульсен. Руководством страны самолет был рассмотрен 5 августа 1933 года, когда у Сталина прошло совещание, на котором был затронут вопрос о морской авиации. Присутствовавший там конструктор Андрей Туполев назвал этот самолет «деревяшкой», но машина такого типа была нужна авиации ВМФ и МБР-2 был принят на вооружение. Самолет широко применялся в качестве морского ближнего разведчика и частично как дальний. Был специальный аэрофотосъемочный вариант. Несколько МБР ранних серий были выпущены в варианте «волнового управления и наведения» - для взаимодействия с торпедными катерами ...

29.04.2024 10:08 Новости
29 апреля 1931 года в СССР проведена первая телепередача
«Внимание! Показывает Москва. Начинаем первую телевизионную передачу» - такими простыми словами 29 апреля 1931 года в Советском Союзе началась эра телевидения. К тому времени в некоторых наиболее развитых странах уже проводились как опытные, так и регулярные передачи механического телевидения. Но когда немецкая станция «Кенигсвустерхаузен» запустила передачи, которые уверенно принимались даже на европейской территории СССР, устранить отставание в этой важной области государственные деятели поручили сразу нескольким научным организациям. Наибольших успехов добилась лаборатория телевидения Всесоюзного электротехнического института ВЭИ. Весьма благоприятные возможности для решения проблемы советского телевидения в ВЭИ создались к концу 1920-х годов. Ученые развивали необходимые вакуумно-технологические направления, активно работал коллектив лаборатории ультракоротких волн. В 1929 году профессором Павлом Шмаковым была создана лаборатория телевидения. Ее основной...

22.04.2024 10:28 Новости
60 лет назад прошла торжественная закладка Останкинской телебашни
Торжественная закладка Останкинской телебашни в Москве состоялась 22 апреля 1964 года. Само возведение башни, первоначально началось летом 1960 года, но уже через год строительство было приостановлено из-за сомнений в надежности предложенного Никитиным фундамента неглубокого залегания от 3,5 до 4,6 метра, меньше, чем у заводской трубы. Инженер был уверен в расчетах, но согласился на увеличение основания на 1,5 метра в ширину и 2,25 метра в глубину. Также, по рекомендации немецкого инженера Фрица Леонардта, число опор было увеличено с 4 до 10. После завершения строительства, спустя три года, она стала второй по высоте в мире после Си-Эн Тауэр в Торонто и самым высоким свободностоящим сооружением в Европе. Высота Останкинской телевизионной башни равна 540 метрам. Башня имеет 45 этажей, десятки кольцевых площадок и балконов. На высоте 328-334 метра находится ресторан «Седьмое небо», занимающий три этажа. Кольцеобразное помещение ресторана за 40 минут совершает полный...

19.03.2024 12:35 Новости
102 года назад в Москве началась трансляция радиопередач
Радиопередающая башня в Москве была сдана в эксплуатацию 19 марта 1922 года, положив начало трансляции радиопередач. Проект радиопередающей башни разработал русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. Небольшой земельный участок для строительства башни был отведен на тихой пустынной улице Шаболовке недалеко от Кремля. В 1919 году на отведенном земельном участке были возведены три антенные опоры-мачты с деревянными стволами высотой по 150 метров. Опоры поддерживались многоярусными наклонными стальными оттяжками. Функции заказчика по организации проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию этого объекта были поручены Народному комиссариату почт и телеграфов. И за сравнительно короткий срок был разработан первый вариант металлической башни высотой 350 метров, на 50 метров превышавшей всемирно известную башню Густава Эйфеля, построенную в 1889 году на Марсовом поле в Париже. Башня должна была состоять из девяти гиперболических пространственных секций, установленных друг...

18.02.2024 9:33 Новости
18 февраля 1918 года в Москве открылся Киевский вокзал
В Москве 18 февраля 1918 года состоялось открытие здания Киевского вокзала. Здание построено по проекту Ивана Рерберга при участии Вячеслава Олтаржевского и Владимира Шухова. Это был нетипичный образец архитектуры столицы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. Величественное здание, построенное в стиле неоклассицизма, стало самым большим в Европе. Новый вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком «нового Ренессанса». Место, где сейчас располагается Киевский вокзал, раньше называлось Дорогомиловской ямской слободой. Еще в XV веке жившие здесь крестьяне занимались извозом, или «ямской гоньбой», из Москвы и назад. Позднее сюда переселили и ямщиков — очень уж удобно стояла слобода на дороге между Киевом и Москвой. В конце XIX века Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги обратилось к правительству с прошением разрешить проложить пути от Москвы до...

08.02.2024 17:55 Новости
Кто и когда придумал слово "вертолет"
8 февраля 1929 года, 95 лет назад, в Протоколе заседания Технической комиссии Центрального Совета Осоавиахима было зафиксировано рождение в русском языке нового слова - "вертолет". Именно так авиаконструктор Николай Камов назвал свое изобретение. Вместе с коллегой Николаем Скржинским, из отдела морского опытного самолетостроения, он создал первый советский винтокрылый летательный аппарат КАСКР-1 "Красный инженер". Такая аббревиатура родилась благодаря слиянию фамилий двух авторов проекта, двух Николаев: Камова и Скржинского. Внешне их аппарат был похож на английский Cierva C.8L, имел фюзеляж первого советского биплана У-1 и был оснащен двигателем М-2 мощностью 120 л. с. КАСКР-1 поднял в воздух 25 сентября 1929 года летчик-испытатель Иван Михеев. Он стал первым советским вертолетчиком. До появления слова "вертолет" для обозначения подобных аппаратов в России еще с XIX века использовали французский термин "геликоптер". Но изобретение Камова геликоптером назвать было нельзя. По...

05.02.2024 9:32 Новости
Талантливый инженер, который стал гениальным разведчиком
Как объяснить современному молодому человеку, кому посвящена эта мемориальная доска? Как объяснить воспитанному на постсоветских учебниках, привыкшему к тому, что слово «большевик» – ругательство, кого увековечили «на Патриках»? Артур Адамс родился в Швеции в 1885-м, отец – швед, мать – русская еврейка. Мать вернулась в Россию после смерти мужа, когда Артуру было 10. Он получает военно-инженерное образование, вступает в РСДРП, участвует в первой русской революции – 1905 года, царская власть отправляет его в ссылку, Адамс совершает побег, эмигрирует в 1913 году в США. И возвращается уже в Советскую Россию, работает в авто- и авиапромышленности, в 1931 году он начальник научно-исследовательского сектора Государственного объединения авиационной промышленности. И вдруг в 1935-м, когда Адамсу уже пятьдесят (небывалый случай!), он поступает на службу в военную разведку и отправляется в США – нелегалом. Адамс создаёт разведывательную сеть, с помощью которой добывает целый массив уникальных...

30.01.2024 9:29 Новости
100 лет назад состоялась премьера первой киноленты «На крыльях ввысь»
В Москве 30 января 1924 года состоялась премьера немой кинокартины «На крыльях ввысь» - первого фильма новой студии «Москинокомбинат» - «Мосфильм». Тираж фильма был совсем скромным - всего 20 копий. Кинокритики того времени охарактеризовали жанр как «первый советский детектив». Героико-патриотический фильм о русском инженере Глаголеве и его сыне Борисе, бравом авиаторе-конструкторе, ставшем в годы гражданской войны красноармейцем. По сюжету киноленты, в дореволюционное время инженер Глаголев изобрел новую конструкцию самолета. Служащие иностранной авиационной фирмы подкупают механика и заставляют его повредить самолет русского инженера. В результате на состязании побеждает самолет иностранной марки. Проходят годы. После Октябрьской революции 1917 года инженер Глаголев и его сын Борис конструируют новый самолет. Борис Глаголев вступает в ряды Красной армии и становится летчиком. Во время выполнения ответственного задания он попадает в плен к белым, но находчивость и мужество...

25.01.2024 9:32 Новости
25 января 1701 года в Москве основана школа Пушкарского приказа
Школа математических и навигацких наук, или школа Пушкарского приказа, является первым в России артиллерийским, инженерным и морским училищем, исторической предтечей и предшественником всей современной системы инженерно-технического образования России. Училище было основано в Москве 25 января 1701 года по указу Петра Первого для подготовки артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота. С момента основания школа находилась в ведении Оружейной палаты, подчиненной Пушкарскому приказу, которой руководил Федор Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская пушкарская школа заведена и построена стараниями Андрея Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс. Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки - артиллерийские, инженерные и морские науки. Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний...

21.01.2024 8:40 Новости
21 января 1701 года в России началось формирование инженерных войск
Датой создания инженерных войск в России принято считать 21 января 1701 года, когда Петр Великий издал указ о создании первой инженерной школы. В том же году им был подписан указ о формировании первых инженерных подразделений, которые первоначально были представлены минерной ротой, инженерной и понтонной командами. По мере развития военного дела создавались новые подразделения инженерных войск. К началу 1870-х годов в российской армии наметилась тенденция объединения всех технических средств в рамках инженерных войск. Это привело к тому, что в разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные виды и рода войск. Воины инженерных войск России принимали участие во всех сражениях по защите Родины: Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя Крымской войны, в годы русско-японской войны, Первой...

20.01.2024 13:40 Новости
20 января 1953 года был совершен первый полет на бомбардировщике М-4
Первый советский реактивный серийный дозвуковой стратегический бомбардировщик М-4 разработки ОКБ Мясищева совершил свой первый полет 20 января 1953 года. На базе проекта М-4 было создано несколько опытных и серийных модификаций. Последовательным развитием проекта М-4, в направлении повышения летно-тактических характеристик явились два серийных базовых варианта: «3М» и «3МД». Проектирование самолета велось на конкурсной основе и в единые сроки с турбовинтовым самолетом Ту-95 - в противовес создаваемым, так же на конкурсной основе, американским аналогам фирмы Боинг - B-52 и фирмы Конвэйр - YB-60. В отличие от американского конкурса, завершившегося принятием на вооружение только машины фирмы Боинг, в серийное производство и на вооружение дальней авиации СССР были приняты обе конкурирующие машины, которые в течение всего периода доводки и модернизации оставаясь конкурентами - буквально подстраховывали и дополняли друг друга в плане обеспечения ядерного паритета со стороны СССР. Самолет...

16.01.2024 10:06 Новости
16 января 1712 года основана русская Военная инженерная школа
Петр I основал первую русскую Военную инженерную школу 16 января 1712 года. В Указе императора говорится о создании в Москве инженерной школы: «Школу инженерную умножить, а именно: сыскать мастера из русских, который бы учил цифири, или на Сухареву башню для сего учения посылать; и когда арифметику окончат, учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит, а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек или 150, из коих две трети или по нужде были из дворянских людей». Говоря современным языком, Петр тогда потребовал усиленного изучения математики учащимися инженерного класса школы пушкарского приказа, для чего при необходимости требовал посылать их доучиваться в Сухаревой башне. Указом Сената 19 ноября 1713 года было предписано «набрать в эту школу еще 77 человек, из всяких чинов людей, также из царедворцовых детей, за которыми есть до 50-ти дворов; и учить инженерной науке, чтобы они могли воспринять учение». Следует отметить, что дети...

14.01.2024 12:47 Новости
14 января 1966 года скончался великий конструктор Сергей Королев
Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Павлович Королев скончался 14 января 1966 года, в возрасте 59 лет от острой сердечной недостаточности. По инициативе и под его руководством Сергея Павловича осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Сергей Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомир, Украина. Мальчик вырос в семье учителя. Из-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в городе Нежин, ныне Черниговской области в большой купеческой семье родителей матери, Москаленко. С 1917 года парень жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. С 1921 года учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках. В этом же году Королев познакомился с летчиками водного отряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с шестнадцати лет...

12.01.2024 12:11 Новости
12 января 1907 года родился ученый, конструктор Сергей Королёв
30 декабря 1906 года (12 января 1907 года) в Житомире в семье преподавателя русской словесности родился советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Павлович Королёв. В истории освоения космического пространства с именем Королёва связана эпоха первых значимых достижений. Научные и технические идеи Королёва получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством были созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. В 1924 года Сергей...

12.01.2024 10:04 Новости
82 года назад погиб в авиакатастрофе конструктор Владимир Петляков
Авиаконструктор, создатель бомбардировщика ПЕ-2 Петляков Владимир Михайлович погиб 12 января 1942 года в авиационной катастрофе, при перелете из Казани в Москву. Владимир Петляков родился 27 июня 1891 года в селе Самбек, Ростовская область. Мальчик вырос в семье Михаила Ивановича и Марии Евсеевны. После окончания технического училища в Таганроге продолжил образование в Москве в Императорском техническом училище, потом Московском высшем техническом училище. Одновременно с учебой работал лаборантом в аэродинамической лаборатории, затем в составе конструкторской группы Андрея Туполева принимал участие в разработках глиссеров, аэросаней и самолетов. С 1925 года в течении двенадцати лет работал в Центральном Аэрогидродинамическом институте, где занимался проектированием крыльев, проводил расчеты, возглавлял группу и замещал Туполева по сектору опытного самолетостроения. Петляков сыграл большую роль в...

10.01.2024 16:38 Новости
О том, как строили неглубокие станции метро рассказал Главархив Москвы
В январе 2024 года исполнится 61 год с того момента, когда сотрудники Мосметростроя и Метрогипротранса утвердили технологию для заложения неглубоких станций московского метро, которую разработали столичные инженеры-метростроевцы под руководством Василия Полежаева. Строительство станций метро довольно дорогостоящий процесс, так как для того чтобы выкопать и проложить глубокие тоннели, нужно специальное оборудование и технологии, которые подходят для горного дела. Например, инженеры проводили подготовительные буровзрывные работы, прокладывали шахтные стволы. Готовый тоннель представляет собой металлическую трубу в чугунной оболочке. Чтобы упростить процесс заложения новых линий метро, московские инженеры с середины 1955 года стали активно внедрять открытый способ заложения неглубоких станций. Для этого рабочие на местности рыли котлован, полностью соответствующий глубине и направлению трассы будущей станции. Дно котлована бетонировали, а на откосах...

31.12.2023 8:30 Аналитика
125 лет назад открылась телефонная линия Санкт-Петербург - Москва
Телефонная линия Москва - Петербург соединила две столицы Российской империи. Официальное открытие состоялось 31 декабря 1898 года в Петербурге в 11 часов утра. В то время она являлась самой длинной в Европе, ее протяженность составляла 660 километров. В 1894 году на Красной площади, в недавно возведенном здании Верхних торговых рядов, ныне ГУМ, открылась первая подстанция Московской городской телефонной сети. В 1895 году был издан первый список абонентов Московской телефонной станции, в который вошли 1740 владельцев телефонов. Среди них были Страховое общество, известные театры, магазины, рестораны, банкирские дома и крупные предприниматели - Абрикосовы, Трамбле, Дэпре, Кнооп, Вогау, Дангауэр и другие. В том же году в Москве появилась телефонная связь с городами Богородицк, Пушкино, Коломна, Химки, Одинцово, Подольск и Серпухов. Но еще в 1887 году Министерство внутренних дел России дало поручение Главному управлению почт и телеграфов решить вопрос создания телефонной линии...

29.12.2023 11:57 Новости
29 декабря 1923 года была подана заявка на патент иконоскопа
Русско-американский инженер, один из изобретателей телевидения Владимир Козьмич Зворыкин 29 декабря 1923 года подал заявку на патент иконоскопа. Изобретатель родился и получил образование в России, однако впоследствии он эмигрировал в США. Иконоскоп - первая электронная передающая телевизионная трубка, изобретена и запатентована Зворыкиным, работавшим в это время в компании Radio Corporation of America. В основе работы иконоскопа лежат явления внешнего фотоэффекта и накопление зарядов. Советские источники приписывают изобретение иконоскопа Семену Катаеву, который подал заявку на полтора месяца раньше Зворыкина. В действительности, первые работающие экспериментальные образцы иконоскопов были созданы Зворыкиным еще до 1930 года, а первые опыты по электронному получению и передаче изображений происходили еще в 1911 году под руководством Бориса Розинга в Санкт-Петербурге. Во время Первой мировой войны Зворыкин служил в войсках связи в Гродно, затем работал в офицерской...

25.12.2023 14:14 Новости
77 лет назад был запущен первый советский ядерный реактор
Первый советский реактор Ф-1, построенный в Лаборатории №2 АН СССР в Москве, был выведен в критическое состояние 25 декабря 1946 года. Теоретические и экспериментальные исследования особенностей пуска, работы и контроля реакторов были проведены группой физиков и инженеров под руководством академика Игоря Курчатова. Реактор Ф-1 был набран из графитовых блоков и имел форму шара диаметром примерно 7,5 метров. В центральной части шара диаметром 6 метров по отверстиям в графитовых блоках размещены урановые стержни. Реактор Ф-1, как и реактор CP-1, не имел системы охлаждения, поэтому работал на очень малых уровнях мощности. Результаты исследований на реакторе Ф-1 стали основой проектов более сложных по конструкции промышленных реакторов. В 1948 году был введен в действие реактор И-1, по другим данным он назывался А-1, по производству плутония, это позволило создать заряд для первой советской атомной бомбы. Задача создания ядерного реактора возникла в связи с созданием ядерного оружия...