Сегодня 12.12.2024, 19:15 мск

Новости истории. Транспортные коридоры

Темы

Регионы

История Великого чайного пути
31.10.2024 15:45 Аналитика
История Великого чайного пути
Великий чайный путь — караванный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. По объемам торгового оборота он был вторым после Великого шелкового пути. Великий чайный путь, который охватывал территории Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет, оказал огромное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, Монголии и Китая и сыграл важную роль в сближении народов, в развитии экономики и культуры. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. Общая протяженность пути составляла около 10 тысяч километров. Наряду с такими путями, как нефритовый, шелковый, солевой, коричный, оловянный, винный, невольничий, Великий чайный путь сыграл огромную роль в истории развития человечества и установлении торгово-экономических, дипломатических и культурных связей между народами. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов вкладывались в...
Россия, Китай и Монголия создадут единый бренд турмаршрута
31.10.2024 13:13 Новости
Россия, Китай и Монголия создадут единый бренд турмаршрута
Российская сторона председательствует и одновременно является организатором восьмого совещания руководителей туристских администраций России, Китая и Монголии, которое состоялось в столице Бурятии Улан-Удэ. Участники встречи подтвердили свою заинтересованность в сотрудничестве в области туризма, уделив большое внимание проекту межгосударственного маршрута «Великий чайный путь». Одним из итогов стала договоренность о создании единого бренда маршрута, география которого повторяет торговый путь XVIII века из Китая через Монголию, Сибирь, Урал и Поволжье в Москву и Санкт-Петербург. «По итогам восьмого совещания приняли концепцию будущего маршрута, подготовленную туристическим сообществом трех стран в рамках бизнес-диалога на полях совещания. В этой работе приняли участие более 30 представителей бизнеса и регионов России, Монголии и Китая. Механизм ежегодных совещаний в таком формате является эффективным инструментом развития туризма между нашими странами. Он отлично дополняет нашу...
4 октября 1916 года был основан город Мурманск
04.10.2024 12:04 Новости
4 октября 1916 года был основан город Мурманск
4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года был основан город Романов-на-Мурмане, впоследствии получивший современное название — Мурманск. Первые проекты прокладки железнодорожного пути на Кольский полуостров появились ещё в последней трети XIX в., однако решающим толчком стала Первая мировая война. Прекращение работы всех российских балтийских портов, закрытие Турцией черноморских проливов крайне осложнили связь России с союзниками по Антанте, а замерзающий на зиму архангельский порт не удовлетворял резко возросшим потребностям грузоперевозок. Возникла срочная необходимость в устройстве новой гавани на незамерзающем берегу Кольского полуострова, и в начале 1915 г. началось активное строительство железной дороги от Петрозаводска, в конечной точке которой на берегу Кольского залива выросли несколько посёлков. Новый транспортный путь был построен в короткие сроки, и уже летом 1916 г. министр путей сообщения А. Ф. Трепов...
17 августа 1977 года Ледокол «Арктика» впервые достиг Северного Полюса
17.08.2024 10:59 Новости
17 августа 1977 года Ледокол «Арктика» впервые достиг Северного Полюса
Ледокол «Арктика» 17 августа 1977 года в 4 часа утра завершив плавание сквозь многолетние паковые льды, достиг вершины планеты. Экспедиция продолжалась 7 суток и 8 часов, за это время ледокол прошел 2528 миль. Впервые в истории человечества надводное судно достигло Северного полюса Земли. Общее руководство операцией вел непосредственно с борта «Арктики» министр морского флота СССР Тимофей Гуженко. Ледокол «Арктика» стал первым в серии из шести атомных ледоколов проекта 10 520. Строительство этих ледоколов началось в 1972 году, а завершилось в 2007 году с вводом в строй ледокола «50 лет Победы». Их главные задачи - обслуживание Северного морского пути, а также проведение экспедиций в Арктику. В 1982-1987 годах ледокол назывался «Леонид Брежнев». Атомоход «Арктика» был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, спущен на воду 26 декабря 1972 года и 25 апреля 1975 года принят в эксплуатацию. Ледокол «Арктика» 1 мая 1975 года прибыл в порт приписки...
221 год с начала первого кругосветного плавания кораблей флота России
07.08.2024 9:43 Новости
221 год с начала первого кругосветного плавания кораблей флота России
26 июля (7 августа) 1803 года началось первое кругосветное плавание кораблей российского флота. План кругосветного плавания был предложен еще в 1732 г. вице-адмиралом Н.Ф. Головниным во время подготовки Второй Камчатской экспедиции, однако реализовать его не удалось. В 1785 г. к кругосветному плаванию подготовили отряд в составе четырех кораблей под руководством капитана бригадирского ранга Г.И. Муловского. Но война со Швецией (1788–1790) и гибель Муловского в Эландском сражении помешали осуществить этот замысел. В конце XVIII в. российское правительство располагало несколькими проектами кругосветных плаваний. Самым удачным и перспективным из них предложил Иван Федорович. Крузенштерн – один из лучших морских офицеров русского флота того времени. В 1799 г. он подал записку на рассмотрение президента Коммерц-коллегии П.А. Соймонова. Однако тогда этот план поддержки не получил, и Крузенштерн вернулся к нему позже, в 1800–1801 гг. Иван Федорович предлагал строить корабли для...
84 года назад в плавание впервые отправилась подводная лодка Щ-423
05.08.2024 11:04 Новости
84 года назад в плавание впервые отправилась подводная лодка Щ-423
Дизельная подводная лодка Щ-423 проекта «Щука» 5 августа 1940 года впервые в истории мирового подводного плавания отправилась в переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. Этой экспедицией моряки доказали, что по северным морям можно перебрасывать подводные лодки из европейской части страны на Дальний Восток. Переход по Северному морскому пути длился 73 дня, подводная лодка Щ-423 прошла свыше семи тысяч морских миль, из которых более 600 миль во льдах. Уже через три дня после длительного перехода субмарина была готова вернуться на боевую вахту. Дизельная «Щука» 5 августа 1940 года вышла из базы в городе Полярном в Мурманской области. В дороге по Северному морскому пути субмарину сопровождали ледокол «Ленин» и транспорт «Александр Серов», на котором находились топливо, запасные детали, продовольствие и другие грузы. Этому походу было присвоено название «Экспедиция особого назначения - 10». Экипаж лодки состоял из опытных подводников, которые не раз...
91 год назад завершилось строительство Беломорско-Балтийского канала
02.08.2024 9:06 Новости
91 год назад завершилось строительство Беломорско-Балтийского канала
2 августа 1933 года завершилось строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро. В рекордно короткий срок – за год и 9 месяцев был не только проложен водный путь длиной 227 км, но и создана необходимая инфраструктура. Проект казался еще более удивительным от того, что строительство велось с помощью самых простых орудий труда – лопаты, кирки и тачки. «Небываемое бывает» – гласила надпись на медали петровского времени в память пленения шведских кораблей русскими пехотинцами 5 мая 1703 г. Однако «небываемое» совершилось и годом ранее, когда Петр I решил построить дорогу от Белого моря к Онежскому озеру. По приказу царя тысячи крепостных крестьян за 60 дней сделали невозможное – сквозь леса, болота и каменные глыбы проложили дорогу в 180 км пути. 4000 солдат и несколько фрегатов, которые везли на огромных санях через десять дней смогли переправиться на Ладогу и, воспользовавшись эффектом неожиданности, захватили шведскую крепость Нотебург. Поход Петра...
121 год назад был введен в эксплуатацию Великий Сибирский путь
14.07.2024 11:06 Новости
121 год назад был введен в эксплуатацию Великий Сибирский путь
Великий Сибирский путь был введен в эксплуатацию 14 июля 1903 года. Фактическая протяженность Транссибирской магистрали по главному пассажирскому ходу - 9288,2 километров. Она проходит по территории двух частей света - Европе и Азии. Начальный пункт дороги - Ярославский вокзал в Москве, конечный - Владивостокский вокзал во Владивостоке. Император Александр III подписал рескрипт о сооружении Великого Сибирского пути близ Владивостока 13 июля 1891 года: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». Смычка рельсов произошла 3 ноября 1901 года, а 14 июля 1903 года состоялся ввод Великого Сибирского пути в эксплуатацию. Транссиб проходит по территориям 14 областей, трех краев, двух республик, одной автономной области и одного автономного округа, на пути расположено 87 городов. Он пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь...
Памятник строителям БАМа открыли в Тынде
08.07.2024 20:33 Новости
Памятник строителям БАМа открыли в Тынде
Сегодня в Амурской области, в городе Тында, на Площади 25-летия БАМа состоялось в торжественное открытие памятника «Строители БАМа». Монумент стал подарком от РЖД к 50-летнему юбилею магистрали.  От имени главы государства участников мероприятия поздравил советник Президента России, секретарь Госсовета РФ Игорь Левитин. «Полвека назад легендарная стройка объединила для решения общегосударственных задач сотни тысяч гражданских специалистов, воинов–железнодорожников. Благодаря энтузиазму, героическому, самоотверженному труду строителей, изыскателей, рабочих и представителей других профессий были возведены километры стальных дорог, мосты, тоннели, технические сооружения. БАМ дал жизнь новым городам и поселкам, железнодорожным станциям, стал местом рождения смелых идей и замыслов. Сегодня БАМ является важной неотъемлемой составной частью единой транспортной системы страны, ключевым звеном в хозяйственном освоении обширных территорий Сибири и Дальнего Востока», ...
3 июня 1896 года был подписан секретный договор между Китаем и Россией
03.06.2024 13:28 Новости
3 июня 1896 года был подписан секретный договор между Китаем и Россией
22 мая (3 июня) 1896 года состоялось подписание секретного Российско-китайского договора о союзе России и Китая против Японии (т.н. Московского договора). С российской стороны подписи под договором поставили С.Ю. Витте и князь А.Б. Лобанов-Ростовский, с китайской (Цинской) стороны — Ли Хунчжан. Договор предоставил России право на постройку железнодорожной магистрали через территорию Манчжурии. 27 августа (8 сентября) 1896 года китайский посланник в Российской империи Сюй Цзэнчэн подписал с правлением Русско-Китайского банка соглашение, со сроком действия 80 лет, о предоставлении банку права на постройку железной дороги через Маньчжурию. Постройка КВЖД После Забайкальской дороги (Мысовая — Сретенск) сначала планировали строить Амурскую. В соответствии с этим в 1893-1894 гг. произвели изыскания от Сретенска до станицы Покровская на Амуре и далее до Хабаровска. Однако сложность условий, суровость климата, а главное геополитика, захват Россией Порт-Артура заставили принять другое...
К годовщине завершения операции по спасению челюскинцев
13.04.2024 11:06 Новости
К годовщине завершения операции по спасению челюскинцев
Операция по спасению экипажа парохода «Челюскин» завершилась 13 апреля 1934 года. Члены северной экспедиции покинувшие 13 февраля 1934 года обреченное, погибающее судно, во льдах Ледовитого океана, разбили лагерь на дрейфующей льдине, ставшей для них домом на 2 месяца.  Летом 1933 года научная экспедиция под руководством Отто Шмидта на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска. Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу «Сибиряков», который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Пароход был раздавлен льдами и затонул 13 февраля 1934 года. Благодаря оперативной работе...
Строительство Ладожского канала в 1719 году
04.04.2024 9:22 Новости
Строительство Ладожского канала в 1719 году
4 апреля 1719 года царь Пётр I лично начал строительство Ладожского канала. В истории России Пётр I занимает особое место. Именно ему потомки обязаны изменениями во всех сферах жизни. До сих пор чаще упоминаются его новшества в военной и государственной деятельности, но практически в стороне остались его реформы в организации транспорта и логистики. Трудный путь из варяг в греки Долгие столетия наши предки пользовались путём «из варяг в греки», или «варяжским путём», – это водный путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Путь был сложным, водных дорог не хватало, и приходилось волоком перетаскивать корабли из одной реки на другую. Усилия были колоссальными и не всегда себя оправдывали. Пётр I шагнул дальше, он смог организовать единую транспортную систему, которая связала большую часть России – от Урала по реке Каме до Волги и далее по Волге и её притокам до северной столицы Санкт-Петербурга. До железных дорог было ещё 150 долгих лет, а главными...
Открытие континента Антарктида русскими мореплавателями в 1820 году
13.03.2024 8:56 Новости
Открытие континента Антарктида русскими мореплавателями в 1820 году
28 января 1820 года русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым был открыт новый континент — Антарктида. Предположения о существовании южного континента высказывались еще античными авторами (Аристотель и др.), которые полагали, что в Южном полушарии находится соединенный с Африкой материк, противостоящий и уравновешивающий северные континенты. Гипотезы о существовании и местоположении загадочного материка выдвигались в XVII и XVIII веках учеными различных стран. Великий русский ученый М.В. Ломоносов высказал в 1761 году предположение, что в южной полярной области существуют острова и «матерая земля». Мореплавателями неоднократно предпринимались попытки найти Антарктиду, однако долгое время никому из них это не удавалось. Кругосветное путешествие английского мореплавателя Джеймса Кука в 1772–1775 годах в значительной...
К 90-летию со дня создания комиссии по спасению челюскинцев
14.02.2024 16:01 Новости
К 90-летию со дня создания комиссии по спасению челюскинцев
Транспортное освоение Арктики русскими имеет долгую многовековую историю, полную как героических свершений, так и неудач, причем зачастую инициатива в этом деле принадлежала землепроходцам и предпринимателям. На рубеже XIX–XX вв. российское правительство приходит к пониманию важности Северного морского пути в качестве хозяйственной и военно-стратегической артерии. Очевидной становится и необходимость крупных капиталовложений и серьезных гидрографических исследований, требующих поддержки государства. Фундамент, на котором покоились успехи Советской Арктики в 1930 гг., во-многом был заложен в начале XX в.: это и опыт экспедиций А.И. и Б.А. Вилькицких, В.А. Русанова, А.В. Колчака, Г.Я. Седова, и ледокольный флот, доставшийся Стране Советов от имперской России. Исследования Арктики велись и в 1920 гг., но носили ограниченный характер. Мощный импульс работе придало создание в декабре 1932 г. Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП), на которое была возложена задача...
90-летия окончания «челюскинской эпопеи» отметят в 2024 году
28.12.2023 11:37 Новости
90-летия окончания «челюскинской эпопеи» отметят в 2024 году
27 декабря 2023 года в Доме Российского исторического общества состоялось торжественное заседание Общественного Комитета по подготовке празднования 90-летия окончания «челюскинской эпопеи» и учреждения звания «Герой Советского Союза». Встреча была приурочена к 120-летию со дня рождения выдающегося полярника Эрнеста Теодоровича Кренкеля. Комитет был создан с целью увековечить память героев, принимавших участие в спасении челюскинцев в Арктике в апреле 1934 года. В него вошли потомки героев «челюскинской эпопеи» — дети, внуки и правнуки полярников и лётчиков, Герои Отечества, учёные, специалисты по истории освоения Арктики, популяризаторы отечественной истории покорения Севера, руководители общественных организаций. В мероприятии принял участие сын Героя Советского Союза Эрнста Кренкеля — Теодор Эрнестович. В своём выступлении он рассказал о жизни и работе своего отца – советского полярника, участника арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». 10 августа 1933 года...
23 октября 1937 года начался дрейф ледокола «Георгий Седов»
23.10.2023 17:38 Новости
23 октября 1937 года начался дрейф ледокола «Георгий Седов»
Знаменитый дрейф ледокола «Георгий Седов», во время которого были выполнены важнейшие работы по изучению Арктики, начался 23 октября 1937 года. После океанографических работ в море Лаптевых судно, вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин», возвращалось по Северному морскому пути в Архангельск. Путь им преградили многолетние льды, и пароходы оказались зажатыми во льдах западнее Новосибирских островов. Три вмерзшие в лед судна, палатки на льду, образовали целый ледовый город. С наступлением весны часть людей была вывезена на самолетах. Летом 1938 года ледокол «Ермак» пробился к дрейфующим пароходам и вывел изо льдов пароходы «Садко» и «Малыгин». На «Георгии Седове» во время зимних ледовых сжатий был поврежден руль, и он не мог следовать за «Ермаком» даже на буксире. Было принято решение превратить «Георгий Седов» в плавающую полярную станцию. На ледоколе остались 15 человек во главе с капитаном Константином Бадигиным, и в общей сложности 812 дней дрейфовали в приполюсном...
108 лет назад состоялся первый сквозной рейд по Северному морпути
16.09.2023 8:13 Новости
108 лет назад состоялся первый сквозной рейд по Северному морпути
Ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр» 16 сентября 1915 года совершили первое в истории мореплавания проходе сквозным рейдом в западном направлении по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск. Руководил экспедицией Борис Андреевич Вилькицкий - русский гидрограф, геодезист, исследователь Арктики. Перед гидрографической экспедицией, в 1914 году Борису Вилькицкому была поставлена задача совершить переход Северным морским путем с востока на запад с одновременным выполнением научных исследований. Ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр» вышли из Владивостока 7 июля 1914 года. Переход проходил в сложных гидрометеорологических и навигационных условиях во льдах. С сентября 1914 по июль 1915 года суда зимовали во льдах в заливе Толля у Таймыра. Под руководством Вилькицкого моряки и специалисты-гидрографы продолжали вести исследовательские работы. Впервые в истории экспедиция пыталась применить в Арктике самолет, который, однако, вышел из строя в первом же испытательном полете...
На острове Беннета в Арктике установлен памятный знак
15.09.2023 10:00 Новости
На острове Беннета в Арктике установлен памятный знак
Моряки Северного флота, выполняющие задачи дальнего похода в Арктике в составе арктической экспедиционной корабельной группировки, установили памятный знак на острове Беннета, который входит в группу островов Де-Лонга в Восточно-Сибирском море. Североморцы перелетели на скалистые берега острова с большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» на борту вертолёта Ка-27. Группу военнослужащих возглавил заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Олег Голубев, под флагом которого проходит арктический дальний поход. На возвышенности к одному из валунов моряки прикрепили гранитный памятный знак с надписью: «Русским первопроходцам от моряков-североморцев 21 века». Рядом с памятным знаком также были установлены государственный флаг Российской Федерации, Андреевский флаг и флаг Русского географического общества. Аналогичный памятный знак в ближайшее время моряки-североморцы планируют установить и на острове Генриетты, входящем в группу островов Де-Лонга. Остров Беннета...
213 лет - Мариинской водной системе
21.07.2023 9:00 Новости
213 лет - Мариинской водной системе
213 лет Мариинская водная система соединяет бассейн реки Волги и Балтийское море. Работы по ее возведению начались еще при Петре I, но завершились только в конце XVIII – начале XIX в. В январе 1799 г. водный путь получил название Марьинский (Мариинский) в честь супруги Павла I императрицы Марии Федоровны, ассигновавшей денежные средства на завершение строительства Вытегорского канала. Руководил сооружением системы генерал-инженер Ф.П. Деволант. Основная часть работ была выполнена в 1808 г., торжественное открытие состоялось 21 июля 1810 г. Мариинская водная система включала комплекс гидротехнических сооружений, созданных с учетом последних достижений науки конца XVIII – начала XIX в. К моменту запуска это были 30 шлюзов с плотинами и много других объектов. Среди значимых полноводных озер системы можно отметить Ладожское, Онежское и Белое, а также судоходные реки – Свирь, Вытегру, Ковжу, Шексну. Кроме того, обходные каналы при Ладожском озере пролегали через реки Волхов и Сясь. Водный...
90 лет назад началась экспедиция парохода «Челюскин»
16.07.2023 11:25 Новости
90 лет назад началась экспедиция парохода «Челюскин»
16 июля 1933 г. из Ленинграда вышел пароход, названный в честь знаменитого полярного штурмана Семена Ивановича Челюскина. Судно отправилось в экспедицию, цель которой – отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути от Невы до Владивостока за одну летнюю навигацию. Потенциал освоения Арктики осознали еще во времена империи. В первую очередь, речь шла о создании альтернативного маршрута, который связал бы Европейскую Россию с Дальним Востоком. Путешествие по Северному морскому пути намного короче, чем через теплые моря, но гораздо опаснее: полярный маршрут доступен только в августе и сентябре, в остальное время путь кораблям преграждают огромные дрейфующие льдины. Покорить эти льды долгое время было невыполнимой задачей. В советский период исследование и освоение Арктики стало одним из государственных приоритетов. 10 марта 1921 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании «Плавучего морского научного института для изучения Северного Ледовитого океана с его морями, устьями рек...
Об истории российских достижений в Арктике рассказали в Москве
26.05.2023 13:41 Мероприятия
Об истории российских достижений в Арктике рассказали в Москве
26 мая 2023 года в Доме Российского исторического общества состоялся круглый стол, посвящённый истории российских достижений в Арктике. Участники дискуссии обсудили выдающиеся географические открытия, сделанные российскими мореплавателями в Арктике, освоение Россией арктических территорий, историю Северного морского пути, а также современные вызовы, связанные с обеспечением российских национальных интересов в данном регионе. Участие в заседании принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, подчеркнувший возрастающую значимость российского Заполярья, освоение которого началось ещё в XI веке: «Наша страна — великая северная держава. В российской арктической зоне проживает более двух миллионов шестисот тысяч человек — больше, чем в полярных регионах остальных приарктических государств вместе взятых. На территории Заполярья реализуются крупные инфраструктурные и экологические проекты, а колоссальные запасы природных богатств российской Арктики останутся...
В Архангельске стартовала V Международная историческая школа РИО
24.04.2023 16:47 Мероприятия
В Архангельске стартовала V Международная историческая школа РИО
24 апреля 2023 года в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова состоялась церемония открытия V Международной исторической школы Российского исторического общества. Председатель РИО Сергей Нарышкин направил видеообращение участникам школы: «По устоявшейся традиции, Международные исторические школы каждый раз проводятся в разных местах. Смена локаций позволяет знакомить участников с богатейшим культурным наследием нашей страны, демонстрировать многообразие регионов России. На этот раз выбор организаторов был остановлен на Архангельске. Этот старинный приморский город издавна служил воротами России в мир, являлся центром освоения арктических просторов, откуда начали свой путь немало прославленных полярных экспедиций. Здесь, на берегах Северной Двины, испокон веков стояли дворы иноземных купцов. И именно на архангельских верфях молодой царь Пётр загорелся идеей строительства русского флота. Сюда же, в самые суровые годы Великой Отечественной войны, приходили...
29 марта 1891 года был подписан указ о строительстве Транссиба
29.03.2023 9:13 Новости
29 марта 1891 года был подписан указ о строительстве Транссиба
29 марта 1891 года император Александр III подписал указ о строительстве Великого Сибирского пути – Транссибирской железной дороги. О необходимости создания этого пути говорили ещё в середине XIX века: доставка грузов из одной части России в другую занимала несколько месяцев. Это не только тормозило развитие страны, но и создавало прямую опасность в случае войны: защищать свои границы при такой логистике было весьма затруднительно. В 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский поставил вопрос о необходимости строительства железной дороги на сибирских окраинах России. Однако еще на несколько десятилетий этот вопрос так и повис в воздухе. В 1886 году император Александр III написал на отчёте иркутского генерал-губернатора графа Игнатьева: «Уже сколько отчётов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А...