Сегодня 07.02.2025, 23:15 мск, публикаций: 10019, за сутки: пользователей 9673, просмотров 165301
Новости истории
24.01.2025 18:15
Аналитика.
Просмотров всего: 4108; сегодня: 120.

5 необычных героев русских былин

5 необычных героев русских былин

Самые популярные русские былины рассказывают о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Эти и другие богатыри защищали русскую землю, сражались с чудовищами, верно служили князьям. В былинах они описаны как храбрые и сильные воины. Но в фольклоре встречаются упоминания и других героев: богатыря-оборотня, великана, труса и даже несчастного влюбленного. Читайте в нашем материале о Вольге Святославиче, Чуриле Пленковиче, Хотене Блудовиче и других необычных героях русского эпоса.

Аника-воин: хвастливый и трусливый богатырь

Как и другие богатыри, Аника-воин в преданиях описан как очень сильный и могучий человек. Его имя происходит от греческого слова ἀνίκητος («аникетос»), что буквально переводится как «непобедимый». В то же время в историях об Анике-воине упоминаются и дурные качества его характера: хвастовство и трусость. Богатырь постоянно рассказывал о своих подвигах, но при этом не добивался славы в битвах, а нападал на беззащитных и слабых, грабил города, разорял церкви, сжигал иконы и убивал священников. В некоторых былинах он и вовсе назван «уничтожителем веры христианской».

Самая известная история об этом богатыре — предание «Аника-воин и Смерть». По сюжету герой встретился со Смертью. В разных вариантах истории она предстает в образах хищной птицы, страшного зверя, жнеца с косой. Богатырь вызвал ее на поединок и проиграл, а после этого начал умолять Смерть оставить его в живых.

«Аника-воин и Смерть» (по книге Игоря Кузнецова «Предания русского народа»):

«Рассердился Аника-воин, напускает на Смерть своего борзого коня, хочет поднять ее на копье булатное; но рука не двигается. Напал на него великий страх, и говорит Аника-воин: «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку на один год!» — Отвечает Смерть: «Нет тебе сроку и на полгода». — «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку хоть на три месяца». — «Нет тебе сроку и на три недели». — «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку хоть на три дня». — «Нет тебе сроку и на три часа». И говорит Аника-воин: «Много есть у меня и серебра, и золота, и каменья драгоценного; дай сроку хоть на единый час — я бы роздал нищим все свое имение». Отвечает Смерть: «Как жил ты на вольном свете, для чего тогда не раздавал своего имения нищим? Нет тебе сроку и на единую минуту!» Замахнулась смерть острою косою и подкосила Анику-воина: свалился он с коня и упал мертвый».

Духовные стихи и легенды об Анике — это переложение древнерусской повести «Прение живота со смертью». По ее сюжету хвастливый воин также встречается со Смертью и погибает в битве с ней.

Вольга Святославич: колдун и оборотень

Образ Вольги Святославича, или Волха Всеславьевича, — один из самых древних в русском фольклоре. Прототипом героя мог быть великий князь Олег Вещий, который правил с 882 по 912 год, сразу после Рюрика. Во многих преданиях говорится о походах Вольги Святославича в далекие царства — Индию, Турцию. Их сравнивают с Русско-византийской войной 907 года, в которой победила Русь. В легендах Вольга Святославич показан таким же умелым военачальником, как и Олег Вещий.

Другим возможным прототипом героя исследователи называли полоцкого князя Всеслава Брячиславича. В «Слове о полку Игореве» он описан как чародей, способный оборачиваться животным. Этим же даром в большинстве легенд наделен Вольга Святославич. Во время своих военных походов он превращался в горностая, чтобы испортить луки противников, или в волка — чтобы убить их лошадей. В облике птицы богатырь проникал в стан врагов и разведывал их планы. В некоторых историях герой даже обращал в муравьев других воинов, чтобы они могли проникнуть в чужие города. Уже внутри крепостных стен Вольга Святославич возвращал им человеческий облик.

Еще у славян были популярны легенды о рождении богатыря. Считается, что его матерью была княгиня Марфа Всеславьевна, а отцом — змей.

Былина «О рождении Вольги Всеславьевича»:

«Вот гуляет Марфа по зеленому саду, цветочки красные собирает, с камня на камень перепрыгивает. Соскочила с одного камушка, да на Змея лютого и наскочила. Стал тот Змей по сапожку сафьяновому подниматься, вокруг белой ножки обвиваться, с Марфой Всеславьевной обниматься, другом милым называться. Стала Марфа со Змеем в саду гулять-развлекаться. Погуляла, да и понесла. Понесла она от Змея, а в срок и ребеночка родила. <…> Родился у Марфы Всеславьевны сын-богатырь, удалой добрый молодец Вольга Всеславьевич. Разбежались тут звери по темным лесам, разлетелись птицы под облака, рыба в омуты глубокие ушла — родился Вольга могучим богатырем-колдуном, всех птиц да зверей повелителем».

Святогор: богатырь-великан

Легенды о богатыре Святогоре, как и о Вольге Святославиче, одни из самых древних на Руси. Они появились еще до принятия христианства. Поэтому в образе Святогора так много фантастических черт. В поверьях богатырь описывается как великан «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Его не могла вынести даже земля: от шагов Святогора она содрогалась, реки выходили из берегов, а леса качались. Поэтому богатырь почти все время жил высоко в горах и не спускался к людям. В былине «Святогор и Илья Муромец» Святогор жаловался:

Я бы ездил тут на матушку сыру землю, —

Не носит меня мать сыра земля,

Мне не придано тут ездить на святую Русь,

Мне позволено тут ездить по горам да по высокиим,

Да по щелейкам да толстыим.

В самых известных былинах о Святогоре рассказывается о его смерти. По одной легенде, богатырь однажды похвастался, что смог бы перевернуть землю: ему нужны были только кольца, чтобы держаться за них. Тогда богатырь Микула Селянинович бросил на землю суму со «всей тягостью земной». Святогор так и не смог поднять ее и в конце концов увяз в земле:

Сошел Святогор с добра коня,

Захватил сумочку рукою,

Не мог и пошевелить;

Стал здымать обема рукамы,

Только дух под сумочку мог подпустить,

А сам по колена в землю увяз.

В другой легенде о смерти Святогора рассказывается, как богатырь странствовал вместе с Ильей Муромцем. Однажды герои повстречали гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье Муромцу он был велик. А когда в гроб лег Святогор, то оказался заперт там. Как бы богатырь ни пытался выбраться, крышка гроба не поднималась.

«Заезжие» богатыри: Дюк Степанович, Чурила Пленкович

В XII веке на Руси начался период феодальной раздробленности. К этому моменту некоторые удельные княжества стали богаче Киева — столицы государства. Это отразилось и в фольклоре. Появились предания о «заезжих» богатырях, жителях Галиции, Волынца, Корелы, Новгорода или просто «далеких царств», — Дюке Степановиче, Чуриле Пленковиче и других.

Этих героев описывали богатыми, красивыми, щегольски одетыми. Фольклорист Владимир Пропп писал: «Одно из главных качеств «щапа» (щеголя, повесы. — Прим. ред.) заключается в том, чтобы иметь все самое дорогое, самое лучшее и, главное, такое, какого ни у кого нет, по возможности заграничное, что трудно достать и чем можно хвастать»

В легендах воспевали в первую очередь не их силу и смелость, а красоту брони и оружия.

Былина «Дюк Степанович и Чурило Пленкович» повествует о соревновании двух заезжих богатырей в щегольстве:

Молодой боярин Дюк Степанович

Он стретал тут своего добра коня,

Он берет свою одежу драгоценную;

Он тут бился со Чурилушкой в велик заклад,

А в велик заклад ещё й не в малыи,

Не на мало поры‑времени — на три году,

А проездить на конях богатырскиих,

А сменять одежу с нова наново.

Победил в этом состязании Дюк Степанович. Ему богатую одежду из Индии ежедневно приносил конь. После этого, как сказано в былине, киевский князь Владимир даже решил проверить, насколько богат Дюк Степанович, и послал посольство в земли богатыря. Выяснилось, что все его сокровища невозможно описать. Чтобы купить бумагу и чернила для этого перечня, пришлось бы продать Киев и другие города Руси.

А у противника Дюка Степановича — Чурилы Пленковича — была более мощная дружина, чем у великого князя. В былине «Чурило Пленкович у князя Владимира» ее сравнивают с ордой и войском литовским.

Хотен Блудович: древнерусский Ромео

Хотен Блудович — еще один герой, который появился в более поздних легендах и преданиях, в эпоху феодальной раздробленности. Все истории о нем рассказывают о борьбе за невесту — красавицу Чайну Часовую. Владимир Пропп писал: «От старых былин о сватовстве эти песни отличаются иным характером реалистичности, иной идейной направленностью. Борьба за невесту происходит в весьма реалистически изображенной бытовой обстановке и носит ярко выраженный характер борьбы социальной».

Хотен Блудович и Чайна Часовая влюблены друг в друга, но не могут быть вместе из-за разницы в происхождении. В некоторых легендах мать девушки называют сестрой князя Владимира.

А единственное богатство семьи Хотена — сын-богатырь.

По сюжету былины «Хотен Блудович» мать богатыря сватала своего сына к девушке. Однако она получила отказ прямо на пиру у князя Владимира. Мать Чайны, богатая купчиха, насмехалась над семьей Хотена:

А как твой был мужище-то Блудище,

А сынище-то твой уродище:

Он ходит по городу — уродует,

Ищет-то упалого зернушка,

А чем бы ему голова пропитать.

Тогда Хотен Блудович отправился к терему, где жила Чайна, вызвал на бой ее девятерых братьев и убил их всех. После этого мать Чайны попыталась собрать войско, чтобы победить богатыря. В некоторых легендах дружину ей одолжил сам князь киевский. В других историях купчиха собрала против Хотена Блудовича войско из бедняков и крестьян, которые попали в кабалу. В конечном счете богатырь победил воинов князя, а бедняков освободил.

Фольклорист Всеволод Миллер полагал, что Хотену и Чайне суждено быть вместе, несмотря на все испытания. Это, по мнению ученого, выражено даже в их именах: «Хотен» означает «желанный», а «Чайна» — «долгожданная». Поэтому в большинстве легенд о Хотене Блудовиче герой в конце концов женился на Чайне Часовой. Однако в некоторых версиях истории богатырь отказывал своей возлюбленной из-за обиды:

Проговорит Хотен таково слово:

«Мне твоя Чадиночка не надобна,

Я за верного слугу замуж ее не возьму.

В самых жестоких вариантах былины Хотен Блудович убивал всех братьев Чайны, а ее саму отдавал своей матери в служанки. При этом девушку богатырь привез домой как охотничью добычу — привязав к стремени.

Автор: Анастасия Войко. Портал «Культура.РФ»

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Агрегатор счастья, Дети, История, Культура, искусство, музеи, Литература: произведения, издания, авторы, Развлечения, Семья
Региональные сайты: Азия Южная, Ближний Восток, БРИКС (BRICS), Европа Восточная, Европейский союз, Индия, Литва, Прибалтика, Россия, СНГ - Содружество независимых государств, Турция, Украина, Украина - Киев, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества
Поделиться:

Интересно:

Масленица в 2025 году: когда начинается, суть и традиции праздника
07.02.2025 16:40 Аналитика
Масленица в 2025 году: когда начинается, суть и традиции праздника
Масленица — многодневный народный праздник, начало которого зависит от даты празднования Пасхи. Какого числа в 2025 году начнется Масленица в России, описание, суть праздника и связанные с ним народные обычаи, особенности каждого дня Масленичной недели — в материале. Масленица Масленица – это древний славянский праздник, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства на Руси. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав ее Сырной, или Мясопустной седмицей, поскольку Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Какого числа празднуют Масленицу в 2025 году Празднование Масленицы в 2025 году начнется в понедельник 24 февраля, а закончится в воскресенье 2 марта Прощеным воскресеньем. С понедельника по среду отмечают Узкую Масленицу. А с четверга начинается Широкая Масленица, то есть масштабное празднование.  Ежегодно даты начала и окончания масляной недели меняются. Связано это с особенностями празднования...
Что значат славянские имена
07.02.2025 12:46 Аналитика
Что значат славянские имена
Во времена Древней Руси именам придавали особое значение. Имена, оставшиеся в летописях и берестяных грамотах, не только хранят память о былом единстве славянских народов, но и позволяют современным исследователям узнавать больше о жизни, обычаях и взглядах на мир наших предков-славян.  Как определить славянское имя? Славянскими считаются имена, образованные от славянских корней. В частности, в славянских по происхождению именах Древней Руси регулярно повторялись корни -остро-, -миро-, -жиро-, -тверди-, -нег-, -слав-, -волод-, -свято-, -рад-, -вяче-, -стани-, -люб- и другие. Поэтому мы до сих пор на интуитивном уровне понимаем значение некоторых древних имен: например, Владимир — «владеющий миром», Людмила — «милая людям». Такие корни часто присутствуют в именах не только...
Миссия дипломата Евфимия Путятина в Японии
07.02.2025 9:04 Аналитика
Миссия дипломата Евфимия Путятина в Японии
7 февраля 1855 года был подписан Симодский трактат между Россией и Японией. Согласно нему, Курильские острова объявлялись российскими.  Симодский трактат В храме Теракудзи города Симода в 1855 году от Рождества Христова 26 января (по старому стилю) или в первый год Ансэя, двенадцатого месяца в 21 день (по японскому летосчислению) Евфимий Путятин и Тосиакира Кавадзи подписали «Симодский трактат». В условиях Крымской войны (1853-1856), когда России пришлось выступать против целого блока стран, поддерживающих Османскую империю, такой договор трубно переоценить. Учитывая, что сначала официальная Япония не пошла на переговоры, подписав между тем Канагавский договор - с США, нужно было найти хотя бы временного союзника, на Тихом океане. Покинув 24 января 1854 г. Нагасаки, Путятин через Рюкю пришел в порт Гамильтон (Манила). Здесь он получил сообщение о разрыве Англией и Францией отношений с Россией. По пути 8 апреля он зашел в Нагасаки и вручил письмо уполномоченным Цуцуи и Кавадзи. В...
Копейка: такая изменчивая и постоянная
06.02.2025 13:34 Аналитика
Копейка: такая изменчивая и постоянная
Копейка — монета для России знаковая. Она участвовала в реформах, возвещала о наступлении мирных времен, считалась сокровищем. Успела побывать круглой, вытянутой, квадратной, металлической, бумажной, с орлами, соболями, гербом и вензелями, была легкой и супертяжелой, а в XXI веке ушла в виртуальное пространство. Копейка рождается в результате реформы Первые копейки были отчеканены в 1535 году в Новгороде. Их ввела в обращение мать Ивана Грозного — великая княгиня Елена Глинская, выступавшая регентом при малолетнем сыне. Тогда в русских землях еще были в ходу монеты, различавшиеся по весу, размеру и изображениям. Елена Глинская провела реформу, четко определив вид и вес новых монет, сделав их стандартом для всех княжеств.  До введения единой копейки параметры денег не были закреплены, поэтому монеты могли заметно отличаться друг от друга. Многие люди обрезали края...
Заметки о титулатуре русских и османских монархов
06.02.2025 11:33 Аналитика
Заметки о титулатуре русских и османских монархов
Во внешнеполитическом ведомстве Московского государства переводы официальных документов с тюркских языков чаще всего делали татары. Сформировалась особая профессиональная прослойка служащих Посольского приказа, населявших Татарскую слободу, сами названия улиц которой (например, Толмачёвский переулок) говорили об их занятиях. Это накладывало печать на тексты русских переводов. Фразы их в большинстве случаев имеют строение, присущее тюркским языкам: это касается прежде всего порядка слов в предложении. Русский перевод тюркских дипломатических текстов - это по преимуществу перевод слов, причём перевод всегда дословный. Это обстоятельство иногда сильно затемняет смысл текстов (зачастую позволяя очень точно воссоздать тюркский оригинал), но иногда довольно точно отражает особенности титулатуры. В тех же случаях, когда переводчик затруднялся с переводом, встречая незнакомое слово, оно просто транслитерировалось в русском тексте. Так, почти никогда не переводился персидско-османский титул...