Сегодня 26.01.2025, 16:02 мск, публикаций: 9808, за сутки: пользователей 8694, просмотров 158275
Новости истории
05.12.2024 12:45, Редакция: 04.01.2025 10:05
Аналитика.
Просмотров всего: 9473; сегодня: 98.

Исторические знания в Древней Руси

Исторические знания в Древней Руси

Современному человеку получить знания по истории просто: в его распоряжении огромное количество источников – книги, интернет, средства массовой информации, музеи, путешествия. А как познавали историю люди в Древней Руси и какие исторические источники Руси существовали? На каком уровне были исторические знания в те далёкие времена?

Постижение истории продолжается столько времени, сколько существует человеческое общество. Историческое мышление начало формироваться в глубокой древности: люди издревле пытались понять, что было раньше и что будет потом. Свои представления и знания о прошлом люди далёких веков оставили потомкам в виде мифов, легенд, преданий.

К IX веку – времени зарождения древнерусского государства – на Руси уже была сформирована прочная база исторических знаний, основанная на восприятии восточнославянской мифологии и на влиянии скандинавской и византийской культур. Носителями знаний были монахи-книжники, побывавшие в других странах дружинники и купцы, а также служители, которым полагалась обладать определёнными умениями и навыками.

В XII веке епископ Кирилл Туровский, «златоуст» Древней Руси, разделил древнерусских историков на два вида: витии (песнотворцы), облекающие свои повествования в устную, поэтическую или песенную форму, и летописцы-бытописатели, описывающие события в хронологическом порядке. Содержание их повествований являлось основным источником получения исторических знаний в Древней Руси.

Устные исторические источники Руси

Самым доступным источником получения знаний о прошлом было устное народное творчество – хранилище народных знаний. Распространяли исторические знания, а также информацию о текущих событиях народные сказители, которые переходили из одной местности в другую по всей Руси, неся с собой целый мир преданий, мифов, легенд, сказаний, поэм – всего того, что было накоплено народом веками. Яркие, талантливо преподнесённые в поэтической форме картины прошлого, запоминались и передавались дальше из уст в уста; родители пересказывали детям истории о богатырях, о славных битвах, о великих князьях. К этим рассказам добавлялись истории из семейной памяти о подвигах воинов своего рода и о народных страданиях. Так устное народное творчество в Киевской Руси получило своё художественное развитие. Фольклор, одинаковый для всех слоёв населения, формировал общие представления о мире и общенародные исторические знания, которые передавались другим поколениям.

Мифы отвечали на вопрос человека, как был создан мир. После крещения Руси славянская языческая мифология переплелась с христианской. Так, славянские мифы о создании мира божественными силами насыщались и правились христианской идеологией: исторические события в славянской мифологии объяснялись волей языческих богов, в христианской – волей единого Господа.

Былины передавали ценные исторические сведения, включая события, имена и характеристики конкретных исторических персонажей: Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Микулы Селяниновича и других.

Рассказы о подвигах богатырей, вооружённых тугим луком, стрелами калёными, палицами, копьями и мечами, формировали чувство патриотизма. В былинах отражалось отношение народа к междоусобицам: например, «Былина про Буслаева» рассказывала о борьбе политических партий в Новгороде, осуждая личные устремления бояр к власти и обогащению. Многие былины эмоционально передавали картины народных бедствий: так, былина «Илья и Калин-царь» образно рассказывала о нашествии монгольского полчища, от которого «мать сыра земля от войска потрясалася».

Предания, позже зафиксированные в летописях, рассказывали о важных событиях в истории Древней Руси: о походе князя Олега на Царьград, о мести княгини Ольги древлянам за гибель своего мужа, князя Игоря, и о других значимых историях, формируя народную историческую память.

Легенды, помимо вымышленных сведений, содержали сообщения и о фактических событиях. Так, в легенде о Твердиславе и князе Рамире, есть сообщение о взятии города Ростова князем Мстиславом Тмутораканским – событие, которое действительно имело место. 

В целом, устное народное творчество явилось первоисточником для формирования исторической памяти и исторического самосознания древнерусского народа.

Письменные исторические источники Руси

Появление письменности явилось революционным событием для накопления исторических знаний и укрепления связи поколений. Распространение грамотности среди разных слоёв населения Киевской Руси (подтверждением чему являются берестяные грамоты, найденные в разных местностях древнерусского государства), делали письменные источники доступными для значительной части населения. Основание книжного дела в Киеве и Новгороде в начале XI века способствовало распространению знаний на Руси. К фольклору, как источнику исторических знаний, добавились письменные источники.

Летописание

Русские летописи (записи по «летам» или годам) – уникальное явление в мировой культуре. Летописи множились в разных списках, разветвлялись, предоставляя основу для создания местных летописей; по объёму и богатству сведений русскому летописанию не было равных в мире. Каждый летописец оставлял свой след в письменном наследии, по-своему интерпретируя происходящие события. Но все летописцы были едины во мнении: история княжеств должна быть частью истории единого древнерусского государства, а Древняя Русь должна рассматриваться как часть мирового пространства. Эти взгляды отражали исторические воззрения древнерусского народа.

Самым знаменитым литературным и историческим древнерусским памятником является «Повесть временных лет» (около 1113 года), составленная, по самой распространённой версии, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Этот труд охватывает исторический период от потопа до начала XII века. Полнота и глубина представленных сведений о прошлом и настоящем сделала «Повесть временных лет» основой для многих других летописей.

Автор «Повести временных лет» предоставил ответы на многие вопросы, которые волновали его современников. Размышляя над вопросом «Откуда есть пошла Русская земля», Нестор пришёл к выводу: Русь началась с миграции племён славян и руси с верховьев Дуная, с одной стороны, и с миграции племён славян, руси и варягов по Волго-Балтийскому пути, с другой. На вопрос о первом древнерусском князе Нестор отвечал: это был Кий, отвергая этим утверждением новгородские представления о Рюрике или Игоре как о первых князьях. Именно в «Повести» приводятся версии о выборе веры князем Владимиром Святославичем – крещение Руси летописец назвал ключевым событием. Так летопись Нестора стала источником получения ответов на многие исторические вопросы.

«Повесть временных лет» не была первым летописным сводом – традиционно считается, что в её основу легли более ранние своды: Лаврентьевская, Ипатьевская и Новгородская Первая летописи. Богатый круг первоначальных источников превратил летопись Нестора в ценный материал для понимания исторических представлений людей IX-XI веков. На патриотических идеях «Повести» воспитывались многие поколения русских людей. Сила государства в летописи связывалась с идеей единения, которая должна исходить от князей. Идеалом государственного деятеля для летописца был Владимир Мономах, который сумел объединить князей для борьбы с половцами. Учитывая, что «Повесть временных лет» содержала в себе ранее записанные сведения, можно предположить, что идея объединения доминировала в историческом сознании русского народа.

По записям другой летописи, Киевского летописного свода 1198 года, собранного игуменом Моисеем, видно, что русских людей интересовали события не только на Руси, но и в других странах.

К началу XII века относятся «Хождения» в Палестину, записанные игуменом черниговского монастыря Даниилом, ставшие ценным источником сведений о древностях Иерусалима и расширившие знания людей о святых местах.

В период удельной раздробленности темами летописей стали события, происходящие на земле отдельных княжеств. Летописцами становились не только монахи, но и люди, близкие к княжескому двору. Местные летописи отражали разъединение страны, преподнося деяния «своего» правителя в благоприятном для него свете. Принимая во внимание тот факт, что в междоусобной борьбе рядовые жители чаще всего выступали на стороне «своего» князя, можно сделать вывод, что местные летописцы отразили историческое сознание людей на тот период. Из значимых и своеобразных летописей учёные выделяют ростовское, черниговское, переяславское летописания с подробным изложением событий, происходящих на этих землях.

Литературные памятники

Древняя Русь оставила великое множество литературных произведений, отражающих исторические воззрения людей того времени.

Исторические идеи оформлялись, главным образом, в богословской литературе. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, первого русского (а не греческого) митрополита при Ярославе Мудром, написанное примерно в 1049 году, представляло собой обращение к народу и князьям Руси. Смысл существования народа, по мысли Илариона, заключался в познания себя и своей задачи перед Богом. Он считал, что величие Руси во всем христианском мире обеспечивалось верховной властью князя, ответственного за страну и за поддержание мира в ней.

Идея Божьего предопределения стала главной в объяснении причин народных бедствий. Так, епископ Владимирский Серапион (XIII век) считал монгольское нашествие Божьим наказанием за грехи и призывал людей жить по Божьим законам. По его мнению, грехи заключались в неумении княжеств объединиться и дать отпор врагу.

«Слово о полку Игореве» – единственный дошедший до нас образец исторической светской литературы XI-XII веков, который представляет богатство исторической мысли того времени. В произведении, упоминающем о порождённых землёй божествах, можно увидеть ссылки на дохристианскую мифологию, сохранившуюся в народной памяти. Автор сожалел о времени, которое «засевалось и прорастало междоусобицами», когда князья говорили: «Это моё и то моё же». Напоминая, что новгород-северскому князю Игорю в 1185 году пришлось одному выступить в поход против половцев, и русские воины «полегли за землю русскую», которая была обильно «кровью полита», автор исторического повествования призывал к объединению для защиты родной земли.

Идеи объединения перешли из произведений домоногольской эпохи в трагическое послемонгольское время. «Слово о погибели Русской земли» (середина XIII века) показывало рост национального самосознания: произведение, воспевая красоты Русской земли до разрушения её кочевыми ордами и передавая боль утрат, призывало к необходимости защиты родной земли объединёнными силами. 

Переводная литература

В первых русских школах, которые начали создаваться при монастырях в эпоху правления Владимира Святославича (X век), источниками для изучения прошлого были византийские исторические сочинения. К ним относились византийские хроники Иоанна Малалы, Георгия Синкелла и других авторов. Хроники Иоанна Малалы (VI век) описывали события в Константинополе, Георгия Амартола (IX век) – знакомили русских читателей с событиями всемирной истории.

Изучение этих трудов помогло формированию русской исторической мысли, сочетающей идеи христианства, византийской исторической концепции и явлений мировой истории. Известно, например, что автор «Слова о полку Игореве», используя троянский сюжет, знал античную историю.

Популярные у народа переводные жития святых (всего их было около 50) содержали исторические рассказы об известных личностях и событиях.

Переводная христианская литература способствовала пониманию идеи о близости славянских народов: например, широкое хождение на Руси имел «Шестоднев» болгарского священнослужителя Иоанна Экзарха (IX век). Русским людям были близки идеи Иоанна о происхождении мира и человека, его понятия о времени и пространстве, его размышления по философским и теологическим вопросам. Такие переводные работы как цикл легенд о чешском князе Вацлаве расширяли познания древнерусского человека о мировом процессе.

Таким образом, древнерусская историческая мысль нашла своё воплощение в устном народном творчестве и в литературных произведениях. В примерах прошлого жители Древней Руси искали примеры для подражания; образы героев и описание былых подвигов призваны были воспитывать дух патриотизма. Через всё древнерусское народное и литературное творчество сквозной нитью проходит важная идея – необходимость единения. Исторические идеи ещё не складывались в теории, но в Древней Руси был создан прочный фундамент для дальнейшего развития исторической мысли.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Литература: произведения, издания, авторы, Наука, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: Азия Центральная, Ближний Восток, Болгария, БРИКС (BRICS), Владимирская область, Европа Восточная, Европейский союз, Монголия, Новгородская область, Палестина, Россия, Северо-Западный федеральный округ, СНГ - Содружество независимых государств, Турция, Турция - Стамбул, Украина, Украина - Киев, Украина - Чернигов, Центральный федеральный округ, Чехия, Ярославская область, Ярославская область - Ростов
Поделиться:

Интересно:

Шенкурская операция: как Красная армия разбила американцев в 1919 году
25.01.2025 12:04 Аналитика
Шенкурская операция: как Красная армия разбила американцев в 1919 году
19 января 1919 года части Красной армии начали наступать на захваченный американскими и канадскими интервентами архангельский город Шенкурск. За пять дней боев красноармейцы и партизаны прорвали оборону врага и вынудили противника бежать. Победителям достались 15 артиллерийских орудий, 60 пулеметов, две тысячи винтовок, пять тысяч снарядов и три миллиона патронов. Старинный поморский город Шенкурск интервенты заняли в августе 1918 года. За это время они опоясали его тремя линиями траншей с колючей проволокой, по периметру которых располагались 16 укрепленных блокгаузов с пушками и пулеметами. Командовал гарнизоном капитан 339-го пехотного полка армии США Отто Оджард по прозвищу "Викинг". Под его началом находилось около двух тысяч американских и канадских солдат, а также примерно одна тысяча белогвардейцев. Вооружение составляло 30 пушек и 66 ручных и станковых пулеметов. Командующий корпусом интервентов на Севере - будущий британский фельдмаршал Уильям Эдмунд Айронсайд за...
5 необычных героев русских былин
24.01.2025 18:15 Аналитика
5 необычных героев русских былин
Самые популярные русские былины рассказывают о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Эти и другие богатыри защищали русскую землю, сражались с чудовищами, верно служили князьям. В былинах они описаны как храбрые и сильные воины. Но в фольклоре встречаются упоминания и других героев: богатыря-оборотня, великана, труса и даже несчастного влюбленного. Читайте в нашем материале о Вольге Святославиче, Чуриле Пленковиче, Хотене Блудовиче и других необычных героях русского эпоса. Аника-воин: хвастливый и трусливый богатырь Как и другие богатыри, Аника-воин в преданиях описан как очень сильный и могучий человек. Его имя происходит от греческого слова ἀνίκητος («аникетос»), что буквально переводится как «непобедимый». В то же время в историях об Анике-воине упоминаются...
24 января 1943 года началась Воронежско-Касторненская операция
24.01.2025 10:03 Аналитика
24 января 1943 года началась Воронежско-Касторненская операция
24 января 1943 года началась Воронежско-Касторненская операция — наступательная операция советских войск по разгрому немецких и венгерских войск в районе Воронеж-Касторная. Проводилась силами Воронежского (командующий — генерал-полковник Голиков) и Брянского (командующий — генерал-полковник Рейтер) фронтов. В ходе Острогожско-Россошанской операции сложились благоприятные условия для советских войск: глубокий прорыв советских подвижных соединений к реке Осколу на участке Голофеевка-Валуйки и выход частей 40-й армии на северном фланге своего наступления к рубежу Костенки, Кочетовка, Семидесятное, Роговое, Шаталовка, Солдатское, Голофеевка образовали так называемый воронежский выступ. Группировка противника, оборонявшая воронежский выступ, была значительной. Здесь находились соединения 13-го и 7-го армейских корпусов, а также остатки отступивших немецких и венгерских частей — всего около 12 дивизий общей численностью 125 тысяч человек. Вооружение группировки составляли 2100 орудий и...
Годовщину освобождения от захватчиков отметили в Подмосковье
23.01.2025 17:20 Новости
Годовщину освобождения от захватчиков отметили в Подмосковье
Памятные мероприятия в честь 83-й годовщины освобождения от немецко-фашистских захватчиков прошли в Московской области. 22 января 1942 года 19-я стрелковая дивизия в составе 5-й армии Западного фронта под командованием генерал-майора Николая Дронова взяла Уваровку – последний опорный населённый пункт, удерживаемый оккупантами в области, и завершила освобождение жителей Подмосковья.  «В этот день мы с благодарностью вспоминаем тех, кто воевал на подмосковной земле и дал отпор фашистам. Красноармейцы, партизаны, труженики тыла – все, не жалея себя, вступили в схватку со страшным врагом. Подвиги подольских курсантов, 28 панфиловцев, Зои Космодемьянской, Виктора Талалихина, Веры Волошиной и других героев – стали символом невероятной самоотверженности и любви к Родине. Контрнаступление советских войск под Москвой положило начало разгрому немецко-фашистской армии. Миф о несокрушимости страшного врага был развеян благодаря тем, кто сражался за Подмосковье и Отечество. Вечная память...
Как найти клад и что с ним делать
23.01.2025 12:53 Аналитика
Как найти клад и что с ним делать
Каждый из нас хотя бы однажды грезил отыскать клад. Стать счастливчиком, обнаружившим за старым платяным шкафом старинную драгоценность, или решить все финансовые вопросы легко и изящно, как Дядя Федор из Простоквашино: пойти в лес с лопатой — и тут же откопать заветный сундучок. Тех, кто не лишен духа авантюризма, будоражит еще и то, что спрятанные сокровища — это не просто выдумка из детских историй и приключенческих романов. Сотни кладов огромной ценности уже были найдены, и тысячи все еще ждут тех, кто их обнаружит. Но так ли все просто на самом деле? Прежде чем записаться в заядлые кладоискатели, предлагаем рассмотреть весь путь клада. Где прячется клад В современном мире мы не держим все свои деньги на руках, но знаем, что они надежно хранятся на карточках и вкладах. А в старину люди стремились спрятать свои накопления...