Новости.
Просмотров всего: 1926; сегодня: 71.
«Москва – Дальний Восток». История беспосадочного перелёта
Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова на самолёте «Родина» пролетели без посадки 26 часов 29 минут, покрыв расстояние по прямой 6450 километров!
Современной реактивной авиации выполнить задачу, возложенную на экипаж «Родины», нетрудно. Но тогда средняя скорость самолёта «Родина» составляла 250 километров в час.
Кабина лётчиков не отапливалась даже в прохладное время года.
Весь день 24 сентября 1938 года экипаж летел над облаками и почти не видел землю. Маршрут прокладывали по радиокомпасу. Радиостанции крупных городов поддерживали с самолётом радиосвязь. После пролёта Красноярска вышла из строя радиостанция, экипаж остался без связи. В 6 часов 52 минуты 25 сентября Москва получила с борта последнюю радиограмму. Слепой полёт продолжался. По расчётному времени самолёт «Родина» достиг побережья Охотского моря, но облачность не позволяла увидеть море. Чуть позже экипаж попал в разрыв облачности.
Сопоставляя с картой очертания берега, штурман Раскова доложила командиру корабля Гризодубовой о том, что они находятся над Тугурским заливом.
Полётное задание было выполнено. Валентина Гризодубова приняла решение повернуть самолёт к югу и посадить его в Николаевске. Сплошная облачность не позволила совершить посадку, решили лететь до Комсомольска. При снижении над Амуром экипаж увидел разветвляющиеся реки. Приняв Амгунь за протоку Амура, экипаж стал лететь над Амгунью. Поняв свою ошибку, взяли курс на Комсомольск над Амгунью и Чукчагирской низменностью.
В 10 часов при подлёте к Чукчагирскому озеру загорелась красная лампочка – сигнал о том, что горючего осталось на 30 минут полёта.
До Комсомольска его не хватало, вблизи аэродромов нет. Поэтому надо было сажать самолёт на марь. Кабина штурмана находилась в носу самолета. При вынужденной посадке самолёт мог перевернуться на мари через нос – скапотировать. Поэтому Гризодубова приказала Расковой покинуть самолёт.
С высоты 2300 метров в 10 часов 32 минуты Раскова совершила прыжок.
Через 8 минут Гризодубова удачно посадила самолёт на марь недалеко от сопки Юкачи, не долетев до Комсомольска 160 километров. Как позднее выяснилось, полет завершился на территории Кербинского района Хабаровского края с центром в селе Керби, основанном в 1870 году.
Беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток закончился в 10 часов 40 минут (по московскому времени – именно по нему отсчитывался путь самолёта) 25 сентября 1938 года по местному времени наступал вечер, было 17 часов 40 минут.
Короткий осенний день был на исходе. Валентина Гризодубова и Полина Осипенко осмотрели место посадки. Самолёт был цел. Дав несколько сигнальных выстрелов из пистолета для Марины Расковой, они поужинали и легли спать. Главные трудности выпали на долю Марины Расковой. 10 дней она бродила по болотистым марям, перелескам и тайге в поисках места посадки самолёта. За время таёжных испытаний ей пришлось пережить муки голода и холода, пробираться в зарослях, тонуть в болоте, преодолевать буреломы, спать на сырой земле.
Мужественная молодая женщина преодолела все трудности и добилась своей цели – нашла место посадки самолёта.
Как только оборвалась связь с экипажем самолёта «Родины», местным органам власти Дальнего Востока от Байкала до Охотского моря было приказано принять меры к розыску самолёта. Над обширной тайгой, болотами и марями, горными хребтами проводились поиски пропавшего самолёта как с воздуха, так и по суше. Поисковая работа велась и в Приамгунье. В районе была создана комиссия по поиску самолёта во главе с председателем райисполкома Козловым. Из жителей района были сформированы шесть поисковых бригад из охотников, рыбаков, работников монтерских пунктов и представителей местных органов власти. В небе Приамгунья ежедневно летали поисковые самолёты.
Восемь дней продолжались безрезультатные поиски.
Наконец 3 октября в 13 часов 30 минут лётчик Михаил Евгеньевич Сахаров нашёл место посадки самолёта «Родина», о чём радировал в штаб по розыску в город Комсомольск. Кербинский район, мало кому известный, приковал к себе внимание правительства и общественности. На картах искали и порой не находили посёлок Керби. Но сюда шли потоки телеграмм, запросов, писем, поздравлений. Руководству района приказали незамедлительно принять меры к вывозу экипажа самолёта «Родины» в райцентр. Районная поисковая комиссия решила использовать мелкосидящий катер «Дальневосточник». На него была посажена бригада спасателей в составе председателя райисполкома Козлова, начальника милиции Трифонова, фельдшера Кральниченко, охотников, спортсменов. 4 октября 1938 г. была отправлена в Москву телеграмма: «К месту нахождения самолёта из Керби вышел моторный катер. Из Дуков направилась поисковая партия из рабочих и охотников».
Старшина катера Иван Бонифатьевич Зайцев, преодолевая мелководья и перекаты, довёл своё небольшое судно до Нилана. Далее Амгунь оказалась не судоходной. Пришлось поисковой бригаде пересесть в оморочки негидальцев. Большой вклад в дело вывоза экипажа «Родины» внес линейный монтер Николай Данилович Максимов, живший на Нилане. Он собрал группу охотников с оморочками, затем организовал подвоз бригады спасателей к месту посадки самолёта. 4 октября сюда была сброшена группа военных парашютистов. Среди них был полковой комиссар Литвиненко, военврач 2-го ранга Тихонов, старший лейтенант Ерёмин, лейтенант Олянин. С воздуха сбросили продукты, тёплую одежду, валенки, резиновые сапоги. Экипаж «Родины» и парашютисты были обеспечены всем необходимым.
Кербинцы в числе первых пожали руки отважным лётчицам. Они сделали всё, чтобы вывезти экипаж из болотистой мари и таёжных дебрей. В селе Керби к встрече лётчиц готовились основательно, приготовили баню, комнаты отдыха, ужин из деликатесов. К райцентру катер «Дальневосточник» подошёл к вечеру. На берегу Амгуни около клуба состоялся короткий митинг. От трудящихся района лётчиц приветствовал член райисполкома Кирилл Афанасьевич Жигирей, а от экипажа на митинге выступила Валентина Степановна Гризодубова.
После митинга лётчицы отправили в Москву телеграмму:
«Беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток совершён на самолёте «Родина» за 26 часов 29 минут. Посадка произведена на болотистой мари у реки Амгунь. Экипаж здоров. Материальная часть в исправности…»
Вскоре была получена ответная правительственная телеграмма, в которой членов экипажа горячо поздравляли с замечательным завершением полёта и установлением мирового рекорда. Лётчицы поговорили с членами правительства, своими семьями. Всего два дня побыли героини в Керби.
Наступило время расставания. Был проведен митинг, на котором от женского экипажа выступила Полина Осипенко. Никто из присутствующих на митинге не мог предположить, что встреча кербинцев с Полиной Осипенко станет последней.
9 октября 1938 года члены экипажа «Родины» и сопровождающие на катере «Дальневосточник» отправились вниз по Амгуни, а на Амуре их ждали военные корабли. Они благополучно добрались до Комсомольска, где их ожидала новая встреча с народом. Затем на мониторе «Перекоп» экипаж прибыл в Хабаровск, а оттуда по железной дороге в Москву.
Вскоре лётчицы были приняты в Кремле, где им вручили Золотые Звёзды Героев Советского Союза и ордена Ленина.
Автор: Алёна Низеева, хранитель музейных ценностей Гродековского музея.
Изображение из открытых источников.
Участники событий и другие указанные лица:
- Гризодубова Валентина Степановна, лётчица, участница Великой Отечественной войны, первая женщина - Герой Советского Союза, установила женский мировой рекорд дальности полета;
- Осипенко (Дудник, Говяз) Полина Денисовна, советская лётчица, одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза;
- Раскова Марина Михайловна, советская лётчица-штурман, участница Великой Отечественной войны, майор, организатор женских авиационных полков, одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза.
Региональные сайты: Дальневосточный федеральный округ, Красноярский край, Красноярский край - Красноярск, Москва, Россия, Сибирский федеральный округ, СССР, Хабаровский край, Центральный федеральный округ