Сегодня 03.10.2024, 23:47 мск, публикаций: 8279, за сутки: пользователей 9132, просмотров 132869
13.09.2024 10:01
Новости.
Просмотров всего: 4473; сегодня: 149.

Штурман арктических трасс

Штурман арктических трасс

12 августа 1937 года стартовал межконтинентальный трансполяр­ный перелет СССР — США. На борту самолета Н-209 под командовани­ем Героя Советского Союза С.А. Леваневского находился и уроженец Мариуполя штурман В.И. Левченко.

13 августа связь с самолетом Леваневского оборвалась… 

Виктор Иванович Левченко приехал в Мариуполь навестить мать осенью 1936 года.

Вместе со своим командиром и другом Сигизмундом Александро­вичем Леваневским он только что совершил беспримерный по тому времени межконтинентальный перелет протяженностью в 20 тысяч ки­лометров. На самолете «Вольти» отважные летчики перелетели из США в СССР, причем большая часть их маршрута проходила над Арктикой.

«Ваш перелет, — писал в своей приветственной телеграмме Отто Юльевич Шмидт, — соединил через Арктику Америку, Азию и Европу и является блестящей подготовкой к осуществлению великой идеи трансарктической связи между материками». А «Правда» в те дни пи­сала:

«В историю советской авиации входит еще одна победа. В борьбе за освоение международного пути Сигизмунд Леваневский и Виктор Левченко вписали великолепную, полную мужества, отваги и мастер­ства страницу».

В Москве на аэродроме им устроили торжественную встречу. Руко­водители партии и правительства пожимали им руки, звучали приветственные речи, гремели аплодисменты. Затем их усадили в открытую машину, увитую цветами, и повезли в Москву.

Горячо встретили Виктора Левченко и в Мариуполе.

Он родился в этом городе, когда раскаты первой русской революции сотрясали страну. Его отец, паровозный машинист, вместе с мариупольскими же­лезнодорожниками активно уча­ствовал в декабре 1905 года во всеобщей политической забас­товке рабочих и служащих желез­ных дорог России. Виктору ис­полнилось одиннадцать, когда грянул Октябрь. Он учился в шко­ле, которая сейчас носит № 21. Подросток самозабвенно любил море, но с неменьшей силой влекло его в Пятый океан, в небо. Он нашел счастливую возмож­ность соединить эти две страс­ти: стал штурманом морской  авиации, служил на Черномор­ском флоте.

Молодой, красивый, жизнерадостный, остроумный, с новеньким ор­деном Ленина на груди, он сразу же завоевал симпатии и любовь своих земляков. Он встретился с ильичевскими металлургами, с другими трудящимися города, и всегда в залах, где эти встречи происходили, безукоризненная тишина поминутно взрывалась аплодисментами и хохотом, потому, что Виктор Иванович рассказывал о своей работе с Леваневским так, будто их полеты были увеселительными пригород­ными прогулками со смешными недоразумениями и уморительными приключениями. Но слушатели знали, какое мужество, высокое мас­терство проявили эти два человека, чьи имена знала вся страна, — Сигизмунд Леваневский и Виктор Левченко.

Они познакомились и подружились в 1933 году. Леваневский полу­чил тогда ответственное задание перегнать летающую лодку «Дорнье — Валь» из Севастополя в Хабаровск, оттуда перелететь на Чукотку и об­служивать ледовой разведкой морские транспортные суда на Северном морском пути.

«В Хабаровске, — читаем мы в книге «Жизнь, отданная Арктике», — в экипаже появился штурман-радист Виктор Левченко — ладный черно­морский моряк крепкого сложения и веселого нрава. Он привез штур­манское оборудование, обмундирование для экипажа и… бесчислен­ное количество украинских песен, которые он прекрасно исполнял под собственный аккомпанемент».

Новый штурман сразу же занялся разработкой маршрута на Чукот­ку, но лететь пришлось в ином направлении: экипажу неожиданно вручили правительственную телеграмму с новым заданием. Американ­ский летчик Джимми Маттерн, стартовав из Бенфильда (США), начал скоростной кругосветный перелет, но в районе Анадыря потерпел ава­рию. Через двенадцать дней его нашли чукчи и привезли в Анадырь, откуда Маттерн слал телеграмму за телеграммой в Ном, городок на Аляске, конечный пункт кругосветного перелета. Госдепартамент США обратился к Советскому правительству за помощью.

Дипломатических отношений между нашими странами тогда еще не было, но президентом США уже стал Франклин Рузвельт и начал осуществляться его «новый курс». В этих условиях задание, которое получил экипаж Леваневского — разыскать американского летчика и доставить его в США, - было не только актом гуманизма, оно имело политическое значение.

Хотя на самолете Леваневского не успели установить рацию и на­ладить освещение, экипаж вылетел немедленно.

В те дни «Известия» писали: «Перелет Леваневского из Севастопо­ля в Анадырь на помощь потерпевшему аварию американскому летчи­ку Маттерну войдет в историю северной авиации как героический рейс, совершенный в небывало трудных условиях…».

А вот, что пишет биограф Леваневского Ю.П. Сальников: «Самые большие трудности предстояло преодолеть штур­ману во время полета над бурным Охотским морем. Лететь без види­мых ориентиров, только по приборам. Зато вместо кружного пути — прямая линия. Штурман Левченко вывел самолет точно на выбранный ориентир и выполнил задачу на «отлично». Сойдя на берег, обычно не склонный к сентиментальности, Леваневский обнял его и расцеловал. С тех пор они всегда летали вместе».

Это не совсем точно. После полного приключений межконтинен­тального перелета, когда экипаж Леваневского доставил Маттерна в Ном, и возвращения на Родину, Сигизмунд Александрович принял уча­стие в эпопее спасения челюскинцев. Леваневский летел туда один, без Левченко, и стал одним из первых Героев Советского Союза.

Известны слова Валерия Чкалова, сказанные им о Леваневском: «Ему, а не мне принадлежит идея перелета через полюс…».

Да, идея трансполярного межконтинентального перелета через Се­верный полюс, столь блестяще осуществленного Валерием Чкаловым в 1937 году, была выдвинута Сигизмундом Леваневским в тридцать пя­том. Леваневского приняли в Кремле, его план одобрили, создали комиссию во главе с Г.К. Орджоникидзе и А.Н. Туполевым. Комплектуя экипаж, Леваневский назначил штурманом, конечно же, своего испытанного друга Виктора Левченко.

Они вылетели 3 августа 1935 года и рассчитывали через трое су­ток совершить посадку в США. Но когда самолет шел уже над Баренцевым морем, вышел из строя маслопровод. Пришлось прекратить по­лет и вернуться на ближайший аэродром.

Вскоре экипаж вызвали на заседание Политбюро ЦК ВКП(б). Лет­чикам предложили отправиться в США и посмотреть, что можно купить для задуманного перелета, что можно использовать из богатого опыта американской авиапромышленности.

Леваневский и Левченко выехали в США. Оттуда они в 1936 году и совершили знаменитый перелет Лос-Анджелес - Москва, за который наш земляк был награжден высшим орденом страны. К этому времени Виктор Иванович, которому Леваневский с самого начала доверял штур­вал, учил искусству пилотирования, окончил Качинскую школу пилотов и стал дипломированным летчиком.

Леваневский говорил:

— Меня увлекает идея перелета через полюс не только для рекорда. Я верю в создание новой и удобной регулярной трассы.

На Политбюро он заявил, что трансполярный перелет невозможен на одномоторном самолете. И когда был создан АНТ-25 и Чкалов пред­ложил Леваневскому как автору идеи перелета через Северный по­люс лететь в качестве командира экипажа, тот отказался. Он не полетел с Чкаловым, в частности, потому, что прекрасный самолет АНТ-25 не мог брать с собой никакого груза, а четырехмоторный Н-209 конст­рукции В.Ф. Болховитинова мог совершить межконтинентальный пе­релет с двумя тоннами груза на борту. Такого самолета не было еще нигде в мире, и на Леваневского он произвел очень сильное впечатле­ние.

Старт был назначен на 18 часов 15 минут 12 августа 1937 года. Вслед за командиром заняли свои места второй пилот Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, радист Николай Галковский, бортмеха­ники Николай Годовиков и Григорий Побежимов.

— Твой день рождения, Виктор Иванович, — сказал перед вылетом Леваневский, — мы отметим в Америке.

Через шесть дней после старта Левченко должен был исполниться 31 год.

Встретил ли он свой тридцать первый день рождения и где — этого мы не знаем. 13 августа Н-209 прошел Северный полюс, а час спустя, в 14.32, с борта самолета поступило тревожное сообщение: «Крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода. Высота 4600 метров. Идем в сплошной облачности. Ждите…».

Больше от экипажа Леваневского радиограмм не поступило, ни в тот час, ни позже — никогда.

Вся страна, весь мир прислушивался к радиоприемникам, вчитывал­ся в столбцы газет — что с Леваневским и его товарищами? Предполагали, что Н-209 совершил вынужденную посадку на льдину и не может сообщить о себе из-за неисправности рации. Знали, что у летчиков запас продовольствия на полтора месяца, теплая одежда и оружие. Ждали и надеялись.

Поиски пропавшего самолета велись международными силами мно­гие месяцы, но — безуспешно. Что случилось с машиной и экипажем, так и осталось загадкой по сей день.

Виктор Левченко начинал свою трудовую деятельность юнгой па­русника на Азовском море. У него был любимый афоризм: «Живем на море и умрем на море». Похоже, эти слова оказались пророческими.

В честь Леваневского и его товарищей названы несколько точек в Арктике и Антарктиде. Один из мысов на западной оконечности острова Сальм (Земля Франца-Иосифа) назван именем мариупольца Вик­тора Левченко. В географическом справочнике фамилии Леваневского и Левченко стоят рядом. Конечно, роль здесь сыграл алфавитный порядок, но как символично, что имена неразлучных друзей и в геогра­фическом справочнике оказались рядом.

В 1936 году, во время перелета Лос-Анджелес — Москва, когда под крылом самолета проплывала ледяная Арктика, Виктор Иванович как- то сказал:

— А в Мариуполе сейчас, на Азовском море, жара, должно быть, несу­светная. И вода в море — как теплый рассол.

— Да, поваляться бы сейчас на горячем песочке, — поддержал разго­вор Сигизмунд Александрович.

— А что, давай после перелета махнем к моей матери, покажу тебе Мариуполь, поплаваем в теплом море, не век же со студеными дело иметь.

— Идет.

Леваневский в Мариуполь не приехал, так сложились обстоятель­ства. Но в этом городе друзья-побратимы все-таки встретились. В Мариуполе есть улица Леваневского, есть и улица Левченко. В 1986 году, когда в городе открывали мемориальную доску в честь В.И. Левченко, из Ленинграда на торжество приехали дочери летчика-героя — педагог Валентина Викторовна и инженер Татьяна Викторовна.

Автор: Лев Яруцкий. «Приазовский рабочий», 12 августа 1987 года.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Авиация, Арктические территории и шельф, История, Международные отношения, Патриотизм, Политика, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры
Региональные сайты: Америка Северная, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Дальневосточный федеральный округ, Донецкая Народная Республика, Москва, Россия, Севастополь, Соединенные Штаты Америки, Соединенные Штаты Америки - Лос-Анджелес, СССР, Хабаровский край, Хабаровский край - Хабаровск, Центральный федеральный округ, Чукотский АО, Чукотский АО - Анадырь, Южный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Освобождение Румынии от нацистов в 1944 году обсудили в Москве
03.10.2024 17:29 Мероприятия
Освобождение Румынии от нацистов в 1944 году обсудили в Москве
3 октября 2024 года в Москве прошел методический семинар «Освобождение Румынии в 1944 году». Эксперты Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации обсудили ключевые точки исторической памяти об освобождении Румынии от нацистов в 1944 году. «Нацистская Германия представлялась Румынии обширным рынком сбыта, в частности для сельскохозяйственной продукции. Румынская экономика скоротечно и целенаправленно становится ориентированной на Третий рейх. В скором времени настроения среди политического руководства Румынии также становятся прогерманскими. Такое взаимодействие неизбежно привело к тому, что во Второй мировой войне Румыния стала верным союзником Третьего рейха. Для Германии именно румынская нефть стала тем спасительным резервуаром, откуда германская промышленность получала углеводород», - заявил Александр Макушин, член Ассоциации историков Союзного Государства, на методическом семинаре Национального центра исторической памяти при...
Василий Степанович Петров: офицер, воевавший без рук
03.10.2024 9:28 Аналитика
Василий Степанович Петров: офицер, воевавший без рук
Практически все в России знают о подвиге легендарного Алексея Петровича Маресьева. Этот военный летчик, лишившийся обеих ног, сумел, несмотря на тяжелое ранение и инвалидность, не просто вернуться в действующую армию, но и продолжить летать, сбив уже после ранения 7 немецких самолетов. И таких примеров личного мужества в нашей стране найдется достаточно, правда, помнят о них в основном лишь любители истории. От этого их подвиг и самоотверженность не становятся менее значимыми. Одним из таких офицеров с большой буквы был Василий Степанович Петров, который в годы Великой Отечественной войны лишился обеих рук, но не оставил армейской службы, продолжая принимать участие в боях. Возможно, он был единственным в истории офицером, который воевал без обеих рук. В годы Великой Отечественной войны Василий Степанович, командуя артиллерийскими частями, проявил воинскую храбрость и мужество. Он прошел всю войну с первого до последнего ее дня. В боях с немецко-фашистскими захватчиками...
Летние импровизации в Петербурге: для ума, души и памяти
02.10.2024 21:54 Персоны
Летние импровизации в Петербурге: для ума, души и памяти
Здесь оживают история и лица со старых фотографий Санкт-Петербург сегодня, а Ленинград в прежние годы, всегда был городом популярным для туристов, притягательным для путешественников. А еще… В этот город приводят семейные истории. Питер, безусловно, в топе популярных мест для познавательного отдыха. Здесь жили, работали, творили поэты, музыканты, врачи, химики... Пушкин, Глинка, Достоевский, Бородин, Гоголь, Маяковский, Бехтерев, Мечников, Менделеев…. Наверное, многие из нас хотели бы побывать там, где более века назад проживал определенный период времени представитель рода, семьи. Интересно, где остался след фамилии в информационном пространстве? Что и кто был в окружении этих людей? Что интересовало, чему учились, о чем говорили? Конечно, литературные и исторические произведения дают стартовую площадку для размышления и представления. Вот поэтому еще одной причиной побывать в городе на Неве может стать запланированная «самоэкскурсия» — по следам предков. История академии – есть...
Нюрнбергский процесс. Главный суд ХХ века в фактах и цифрах
01.10.2024 11:10 Аналитика
Нюрнбергский процесс. Главный суд ХХ века в фактах и цифрах
1 октября 1946 года Международный военный трибунал в Нюрнберге вынес приговор нацистским преступникам. Идея суда над теми, кто развязывает войны и совершает в ходе них военные преступления, не нова. Впервые подобный процесс состоялся по окончании Первой мировой войны. 23 мая 1921 года в Лейпциге начался суд над 45 гражданами Германии, обвиняемыми в совершении военных преступлений. Но в «Лейпцигском трибунале» рассматривались дела лишь исполнителей, поскольку имена германских генералов и адмиралов, отдававших приказы, за исполнение которых и отправились под суд их подчиненные, из списка вычеркнули. С этой точки зрения Нюрнбергский процесс, проведенный Международным военным трибуналом с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года, стал беспрецедентным. Впервые на скамье подсудимых оказались первые лица целого государства, обвиняемые в совершении военных преступлений и геноциде (кстати, само это слово тоже впервые открыто прозвучало именно в Нюрнберге). Все это и дает право называть...
К 107-летию со дня рождения Юрия Любимова
30.09.2024 10:46 Мероприятия
К 107-летию со дня рождения Юрия Любимова
30 сентября исполняется 107 лет со дня рождения Юрия Любимова (1917-2014).  В день рождения выдающегося режиссера и создателя Театра на Таганке Юрия Любимова пройдет ретроспектива его творческой жизни в воспоминаниях современников, коллег, учеников и артистов театра. Чествование пройдет в необычном формате «вокально-драматического концерта-спектакля». Режиссера-постановщика спектакля-концерта, как и главных исполнителей, в лице знаменитого «Ансамбля Покровского» с Любимовым связывали тесные творческие отношения. После смерти своего основателя и идейного лидера Дмитрия Покровского, его Ансамбль перешел под покровительство Юрия Любимова, предоставившего коллективу статус Творческой мастерской при Театре на Таганке. Артисты-«покровцы» принимали участие в любимовских спектаклях «Борис Годунов», «Живаго. Доктор», «Медея», «Марат и Маркиз де Сад», «Евгений Онегин», «Антигона». С молодым режиссером Леонидом Лавровским-Гарсиа, представителем знаменитой хореографической династии, Юрия...