Сегодня 18.09.2024, 01:37 мск, публикаций: 8041, за сутки: пользователей 7593, просмотров 108123
12.08.2024 11:44
Персоны.
Просмотров всего: 3549; сегодня: 2.

Первый высотный воздушный таран произведён в начале ВОВ

Первый высотный воздушный таран произведён в начале ВОВ

Утром 11 августа 1941 года с аэродрома в районе г. Калинин на перехват немецкого двухмоторного самолета-разведчика Do-215 (Dornier-215), направлявшегося на большой высоте к железнодорожному узлу Бологое, вылетело дежурное звено одной из эскадрилий 27 истребительного авиационного полка (ИАП) 6 истребительный авиакорпуса (ИАК) Московской зоны ПВО. Дежурными летчиками в тот день были назначены командир звена лейтенант А.Н. Катрич и его ведомый младший лейтенант М.И. Медведев. Однако вскоре у самолета ведомого забарахлил мотор и Медведев вернулся на аэродром. В результате Катрич был вынужден действовать в одиночку.

В процессе набора высоты советский летчик обнаружил инверсионный след, оставленный вражеским самолетом, уходивший курсом на северо-восток. В районе Бологое Катричу удалось догнать Do-215. Немецкий экипаж неоднократно совершал вылеты в наши тыловые районы и действовал довольно скрытно на больших высотах. Получаемые разведывательные данные позволяли германскому командованию осуществлять успешные воздушные налеты на советские военные объекты, бомбить транспортные коммуникации, по которым непрерывно шла переброска на фронт свежих резервов, военной техники и боеприпасов.

Все предыдущие попытки перехватить немецкий разведчик силами 27 ИАП оказывались безуспешными. На этот раз лейтенант А.Н. Катрич принял решение уничтожить врага любой ценой. Не используя кислородной маски (состояние здоровья, по словам летчика, позволяло ему летать на больших высотах), он на высоте 8 км (по другим данным – 9 км) сумел сблизить свой самолет с вражеским на дистанцию открытия огня. Зайдя со стороны солнца, что исключало своевременное обнаружение советского самолета неприятельским экипажем, с расстояния 100 м Катрич выпустил несколько длинных очередей из всех пулеметов, прошив фюзеляж «Дорнье» от правого киля до левого двигателя, в результате чего двигатель задымил. Ответного огня не последовало из-за гибели бортового стрелка немецкого экипажа. Стремясь выйти из зоны атаки советского истребителя, экипаж Do-215 немного снизился и с увеличением скорости стал поворачивать в сторону линии фронта. Лейтенант А.Н. Катрич начал преследовать вражеский самолет. Однако попытка вновь обстрелять его не удалась из-за отказа пулеметов.

В сложившейся обстановке советский летчик принял единственно верное решение – таранить немецкий воздушный разведчик. Хотя сделать это на большой высоте, где воздух разрежён и машина в управлении менее послушна, далеко не просто.

Быстро сближаясь с вражеским самолетом, лейтенант Катрич зашел к нему сзади слева под небольшим углом. Летчик четко рассчитал скорость своего «мига» применительно к скорости вражеского самолета.

В опубликованной позднее статье «Сталинский сокол» описание первого в мире высотного воздушного тарана выглядело в следующем виде: «Он [лейтенант Катрич] видел ослепительно сверкающий диск своего металлического винта и тусклый хвост фашистского самолета. Неуловимым движением он подал машину вперед, прицеливаясь так, чтобы отрубить руль бомбардировщика [разведчика] самыми кончиками металлических лопастей. Он прицелился краем сверкающего диска и подвел его к рулю бомбардировщика, как стальную круглую пилу, вращающуюся с бешенной скоростью. Еще немного вперед, и раздался удар. Металл зазвенел. Машину потянуло на нос и влево. Казалось, прикосновение было очень нежным, но весь истребитель содрогнулся, а бомбардировщик стал разрушаться. На огромной высоте при громадных скоростях слишком велико было напряжение металла. Катрич левой ногой дал крен влево и проскочил над бомбардировщиком. Это было очень трудно, потому что истребитель попал в вихри от его мощных винтов. Несколько секунд истребитель дрожал, как в лихорадке. Он перешел в пике. Катрич спокойно проверил управление, легко овладел своим испытанным самолетом и, делая виражи, стал спускаться на родной аэродром. Когда Катрич прилетел на аэродром, он выскочил и внимательно осмотрел самолет. Все в порядке. Только кончики стальных лопастей винта загнуты и немного расплавлены». Это был первый в мире высотный таран, в котором летчик не только уничтожил вражеский самолет, но и сохранил свою машину.

Вражеский самолет-разведчик, несмотря на отчаянные попытки пилота удержать машину в горизонтальном положении, рухнул возле г. Старица. По немецким данным 11 августа 1941 года из боевого задания не вернулся дальний разведчик Do-215 (W. Nr.0075, L5+LC) из состава разведывательной группы 1.\ObdL люфтваффе. Его экипаж во главе с лейтенантом Р. Родером числился пропавшим без вести. По некоторым сведениям, на борту сбитого самолета также находился командир 165-й разведывательной авиационной группы. Сбитый немецкий разведчик стал первой воздушной победой молодого советского летчика.

Наблюдавший с земли за воздушным боем заместитель командира 6 ИАК майор М.Н. Якушин позднее вспоминал, что «выверенные до миллиметра» действия летчика вызвали у него и всех присутствовавших на командном пункте искренний восторг. «Дорнье» перешел в пикирование, а МиГ-3 продолжил полет, хотя в работе мотора ощущалась сильная вибрация.

За совершенный подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1941 года лейтенанту А.Н. Катрич было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за № 549.

 В дальнейшем он продолжил успешно воевать на фронтах Великой Отечественной войны. В июне 1942 года Алексей Николаевич вступил в командование эскадрильей 12 гвардейского истребительного авиаполка ПВО, а с ноября следующего года до конца войны являлся штурманом того же полка.

Всего за время войны гвардии майор Катрич совершил 258 боевых вылетов и в 27 воздушных боях сбил лично пять и в составе группы девять самолетов противника.

Биография Алексея Николаевича Катрича была типична для летчиков его поколения. Он родился 12(25) октября 1917 года в селе Алексеевка Валковского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. По окончанию Высокопольской средней школы поступил на рабфак при Харьковском зоотехническом институте.

В сентябре 1935 года Алексей Николаевич был призван в ряды Красной армии и по комсомольскому набору отправлен на учебу в Чугуевское военно-авиационное училище летчиков (истребителей), которое он успешно окончил в 1938 году. Молодого офицера распределили в один из авиационных полков Московского военного округа.

Великую Отечественную войну лейтенант А.Н. Катрич встретил в должности летчика 27 истребительного авиационного полка в системе противовоздушной обороны Москвы.

В послевоенный период он продолжил службу в составе Военно-воздушных сил. После окончания в 1950 году с отличием Краснознаменной Военно-воздушной академии в Монино занимал должность командира истребительного авиаполка. Затем был заместителем командира и командиром истребительной авиадивизии. В начале 1957 года получил назначение на должность заместителя командующего 37 воздушной армией по ПВО в Северной группе войск. В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июля 1967 года генерал-лейтенант А.Н. Катрич командовал 24 воздушной армией Группы советских войск в Германии.

За время службы Алексей Николаевич Катрич освоил многие типы реактивных самолетов, в том числе: МиГ-9, Як-15, МиГ-15, -17, -19, Су-9, -17, МиГ-21, Як-25, -28, МиГ-23. Одним из первых в стране он был удостоен почетного звания «Заслуженный военный летчик СССР».

В период с 1973 по 1977 год являлся первым заместителем министра Гражданской авиации СССР. После окончания Высших академических курсов при Военной ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова академии Генерального штаба Вооружённых сил СССР имени К. Е. Ворошилова Алексей Николаевич был назначен заместителем главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств – участников Организации Варшавского договора по ВВС. В течение полугода занимал должность военного консультанта Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

В ноябре 1987 года генерал-полковник авиации Алексей Николаевич Катрич был уволен в отставку. Скончался он 25 ноября 2004 года и был с воинскими почестями похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Алексей Лашков, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории ВАГШ ВС РФ, кандидат исторических наук


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Авиация, Вся Россия, История, Патриотизм, Праздники, памятные даты, юбилеи, Социальное общество
Региональные сайты: Россия, СССР, Тверская область, Центральный федеральный округ
Поделиться:

Интересно:

Историю антифашистского Сопротивления в Европе обсудили в Москве
17.09.2024 17:44 Новости
Историю антифашистского Сопротивления в Европе обсудили в Москве
17 сентября 2024 года в Доме Российского исторического общества состоялся круглый стол, посвящённый истории антифашистского движения Сопротивления в странах Европы во время Второй мировой войны. Мероприятие открыл Председатель РИО Сергей Нарышкин, подчеркнувший весомый вклад советских партизан в борьбе европейских движений Сопротивления: «В годы Великой Отечественной войны ряды европейского Сопротивления пополнили порядка 40 тысяч советских граждан. Среди них были и бывшие военнопленные, бежавшие из нацистских лагерей смерти, и мирные жители с оккупированных территорий Советского Союза, угнанные гитлеровцами в рабство. Замечу, что зачастую именно советские люди становились лидерами антифашистского движения, объединяя вокруг себя местных партизан. Достаточно вспомнить подвиг лейтенанта Александра Печерского, поднявшего успешное восстание в лагере смерти “Собибор”, вспомним и создателей женского партизанского отряда “Родина” – уроженок Белоруссии Надежду Лисовец и Розалию...
Неудачи и победы русско-шведской войны 1808-1809 гг.
17.09.2024 16:52 Аналитика
Неудачи и победы русско-шведской войны 1808-1809 гг
Русско-шведская война не была крупным военным конфликтом, которыми изобилует отечественная история. В этой войне не произошло масштабных битв с участием многотысячных армий, и длинные колонны линейных флотов не обменивались полновесными залпами. В это самое время по охваченной ужасом Европе под бравурный «La Victoire est a Nous!» маршировали наполеоновские батальоны. Пиренеи уже были охвачены огнем партизанской войны. И, глядя на эти события, попытать военное счастье уже готовилась Австрия. Последняя русско-шведская война протекала вдали от эпицентра общеевропейских событий, но за ее течением внимательно следили дипломаты, военные и те, «кому следовало». Формально Россия находилась в состоянии войны еще и с Османской империей, однако на момент начала военных действий со Швецией Петербург и Стамбул находились в режиме перемирия. Основной своей целью Александр I ставил присоединение Финляндии и избавление столицы империи от каких-либо реваншистских поползновений со...
Прогулочный маршрут к 85-летию Владимира Меньшова появился в Москве
17.09.2024 14:07 Новости
Прогулочный маршрут к 85-летию Владимира Меньшова появился в Москве
На портале «Узнай Москву» опубликовали прогулочный маршрут, посвященный 85-летию со дня рождения советского и российского актера театра и кино, кинорежиссера, сценариста и педагога Владимира Меньшова. Маршрут включает несколько точек, связанных с биографией и творчеством мастера. «На картинах Владимира Меньшова выросло не одно поколение зрителей. Его фильмы, включая те, в которых он сам сыграл главные роли, формировали мировоззрение, характер и даже систему ценностей российских зрителей. Новый маршрут — это возможность изучить московский путь самобытного режиссера, познакомиться с местами, связанными с его жизнью и творчеством. Он доступен как на портале “Узнай Москву”, так и в одноименном мобильном приложении», — рассказали в пресс-службе Департамента информационных технологий города Москвы. Легендарный «Мосфильм» Маршрут начинается у киностудии «Мосфильм»...
Автопробег к 80-летию Великой Победы прошел в Подмосковье
17.09.2024 11:03 Новости
Автопробег к 80-летию Великой Победы прошел в Подмосковье
В Подмосковье прошел патриотический автопробег «Наследники Победы в строю! Навстречу 80-летию Великой Победы». Старт был дан у Дома Правительства Московской области. К акции присоединились мотоциклисты отделенийклуба «Ночные волки» из Дмитрова, Талдома, Истры и Красногорска. Организатором мероприятия выступил Совет ветеранов Администрации Губернатора Московской области и Аппарата Московской областной Думы при поддержке Министерства информации и молодежной политики Московской области.  «В следующем году вся страна будет праздновать важную дату — 80-летие Великой Победы. В честь этого проходит много торжественных памятных мероприятий разных форматов. Участники сегодняшнего патриотического автопробега поделились на две колонны и направились к мемориальным комплексам в подмосковных  городах — посетили «Парк Победы» и «Рубеж Славы» в Истре, Мемориал 9-й Гвардейской дивизии «Рубеж обороны Москвы» в Красногорске, мемориальный комплекс «Героям-Панфиловцам в Волоколамске. Финальной...
Коломеец Николай Васильевич 1923 - 02.09.1943
16.09.2024 16:50 Новости
Коломеец Николай Васильевич 1923 - 02.09.1943
Найдены родственники Коломееца Николая Васильевича (1923- 02.09.1943), поднятого 26 августа 2024 г. нашими друзьями из Поискового отряда «За Родину!» города Десногорск Смоленской области. Ведутся переговоры с родными о передаче останков воина для захоронения на родной Краснодарской земле.Николай Васильевич родился в 1923 году в деревне Юровка Анапского района Краснодарского края. В начале войны семья переехала в Грузию, в город Батуми, где отец Николая - Василий работал на нефтеперерабатывающем заводе.В сентябре 1941 года Николай был призван в ряды РККА. На фронте с 23 февраля 1942 года. Воевал в 170 стрелковом полку 58 стрелковой ддивизии, стрелок. Был ранен, в июне 1943 года представлен к награждению и был награжден медалью «За Отвагу». Именно по медали было установлено имя отдавшего свою жизнь за освобождение Смоленщины бойца!Поиск был очень непростой, семья вскоре вновь вернулась на малую родину в Анапский район, а наш Николай погиб в 20 лет, у него не было своей семьи: жены...